Продолжение. Предыдущее. Начало
«Казалось, что мы нашли брошенный природой на Охотском море остров, взглянули на него, и с той поры он уже составлял нашу собственность…»
Яков Бутковский, исследователь Сахалина, расстрелян в 1937 году
Айны — коренные жители Сахалина и Курильских островов, 1890. Фото Иннокентия Павловского
«Поэтому я, естественно, чувствовал влечение к туземцам Сахалина, единственно питавшим истинную привязанность к этому краю, месту их обитания с незапамятных времен, которое ненавидели те, кто создали здесь штрафную колонию».
Из писем каторжного Бронислава Пилсудского с Сахалина, 1891
Кто бы ни был первооткрывателем Сахалина, голландцы или французы, русские или японцы, но на уровне подсознания до сих пор присутствует ощущение, что Сахалин и Курилы являются ничейными островами. Голландцы и французы давно перестали претендовать на эти территории. Однако в российско-японских отношениях этот вопрос остаётся актуальным, так как до настоящего времени сохраняется обоюдное убеждение, что владеть островами вправе каждая из сторон.
Такого рода чувства, интуитивные или вполне осознанные, и сегодня присутствуют у островитян, несмотря на попытки российского государства уничтожить все культурные связи, объединяющие Сахалин и Японию. Но я говорю о подсознательных чувствах, которые не имеют какой-либо рациональной основы, но являются очень важными, и в действительности именно они создают ощущение принадлежности человека к месту, островам или материку; о тех чувствах и ощущениях, которые учёные часто называют «исторической памятью», а политики именуют «исторической справедливостью».
Портрет нивха, коренного жителя Сахалина из Поронайска. Залив Терпения, Охотское море, 2015Фото Олега Климова
После того, как Курилы стали японскими, а Сахалин — русским (1875), остров был превращён в каторгу, которая, в конце концов, должна была чудесным образом превратиться в «Русскую Австралию». Но, как заметил Чехов, «тюрьма — антагонист колонии, и интересы обеих находятся в обратном отношении».
Вновь прибывших каторжан заковывают в кандалы. Александровский пост, о. Сахалин, 1890
Фото Иннокентия Павловского
Когда часть Сахалина перешла к Японии (1905) в результате проигравшей нами Русско-Японской войны, японцы стали формировать не «остров-каторгу», а в прямом смысле колонизировали юг Сахалина: создавали инфраструктуру, железную дорогу и промышленность. Они хотели жить на острове постоянно, в отличие от нас, с начала освоения Сахалина приезжавших сюда в качестве наказания на каторжные работы, в погоне за «длинным рублём» в СССР или на вахту добывать углеводороды в современной России. «На островах надо работать, а не жить», — сказал мне сахалинский олигарх. Это и есть парадигма трудовой вахты в современной колонии, в основе которой заложены старые принципы каторги. Так «остров каторга» превратился в «остров вахту».
Мы ничего не создали и не создаём для будущего на островах, мы только ловим рыбу, качаем нефть и газ — природные ресурсы, которые задерживаются на Сахалине лишь для того, чтобы продать их в Японию или ещё куда-то. Сам же русский Сахалин до сих пор отапливается углем, рыба стоит дороже, чем в Москве, а люди по-прежнему живут в бараках. Часто такого рода «промысел» больше похож на воровство и варварство, а не на колонизацию как в прошлом, так и в настоящем.
Вид из окна военнослужащего в «городе-призраке» Горное, о. Итуруп, 2015
Фото Олега Климова
Военный городок Горное в заливе Касатка на Курильских островах был построен в начале 1980-х годов и заселен семьями военнослужащих артиллерийского, вертолётного и истребительного полков, дислоцирующихся недалеко от него. До сих пор считается, что залив Касатка на острове Итуруп — место «наиболее благоприятное для высадки десанта вероятного противника». Однако в 1990-х два полка были расформированы, часть жилого фонда и административные здания опустели и были разграблены. Землетрясение 1994 года окончательно разрушило инфраструктуру городка…
Олег Климов, «Город-призрак»
«До 1888 года лицам, получившим крестьянские права, был запрещён выезд с Сахалина <…>, запрещение отнимавшее у сахалинца всякую надежду на лучшую жизнь, внушало людям ненависть к Сахалину», — писал Антон Чехов в книге «Остров Сахалин». Как это ни парадоксально, но в течение столетий государство сделало всё, чтобы «маленький человек огромной страны, почти континента," каторжанин ли, поселенец или вахтовик, если не понимал, то интуитивно чувствовал, что острова в лучшем случае ничейные, а не его дом, в котором хочется жить. На 2014 год количество покинувших Сахалинскую область стремительно выросло, и в течение четырёх лет число уехавших на материк увеличилось с 9860 до 23078 человек (официальная статистика).