В далеком 1965 году вышел в свет роман «Дюна» американского фантаста Фрэнка Герберта. Писатель вдохновился реальным природным явлением — движением песчаных дюн, которые могут менять местоположение и форму. Герберт собирался написать статью о дюнах, но увлёкся и набрал слишком много материала — так появилась идея планеты-пустыни Арракиса. Роман стал невероятно популярным и в 1966 году получил главные литературные премии в области научной фантастики — «Хьюго» и «Небьюлу».
Экранизировать «Дюну» пытались множество раз. В середине 1970-х величайший из продюсеров, Дино де Лаурентис обратился к культовому роману Фрэнка Герберта. Сначала в качестве режиссера выступал Алехандро Ходоровский, но его со съемочной площадки прогнали, проект отдали Дэвиду Линчу, который свое имя в итоге из титров снял. Но главное — из той снимавшейся десять лет «Дюны» выросло все фантастическое кино, на основе сюжетных и визуальных разработок к ней были созданы «Звездные войны» и «Чужой». Так что сама идея снимать новую «Дюну» — безумная: с таким же успехом можно предложить литературоведам отправиться на машине времени отговаривать Толстого уходить из Ясной Поляны и спасать второй том «Мертвых душ».
«Дюна» Дени Вильнёва — это новое кинопрочтение всемирно известного научно-фантастического романа писателя Фрэнка Герберта. Чтобы вы понимали, 2,5-часовая эпопея Вильнёва — это изложение примерно половины первой книги из цикла «Хроники Дюны» (просто для протокола: исключительно официальных книг в цикле шесть, истории Герберта охватывают период в 5000 лет). Такой щепетильный подход превращает творение канадского постановщика в, пожалуй, наиболее уважительную по отношению к первоисточнику экранизацию. Ни одна другая попытка переложить литературное произведение на язык кино таковым похвастаться не может. Впрочем, их было не так много — книге Герберта не особо-то везло с режиссёрами.
Вильнёв, конечно, сделал всё, что мог. Это невероятно красивый фильм, который по возможности стоит смотреть только в кинотеатре с отличным звуком. Со звуком Долби Атмос и IMAX картинка особенно хороша: в сценах с песчаными червями захватывает дух, а саундтрек Циммера завораживает и не отпускает часами после просмотра.
Но в остальном это странное произведение, которое нельзя назвать полноценным фильмом. Если «Братство кольца» с удовольствием можно пересматривать и в отрыве от трилогии Джексона, то «Дюну» хочется смотреть только сдвоенным сеансом вместе с возможным продолжением.
Разумеется, фанаты книги и так знают, что всё самое интересное будет во второй части. Может быть, первый фильм тоже будет хорошо восприниматься в связке с сиквелом. Но зрителям, не читавшим книгу, придётся поверить поклонникам Герберта на слово и ждать внятную концовку ещё несколько лет. А пока «Дюна» Линча, безжалостно сокращённая продюсерами, вызывает больше эмоций, чем эпический двухсотмиллионный блокбастер Вильнёва. Фильм 1984 года хотя бы можно назвать цельным произведением.
Фото: с сети «Интернет»
Что понравилось
- Невероятно красивый визуальный ряд. Операторская работа Грега Фрейзера выше всех похвал.
- Лучший за годы саундтрек Ханса Циммера. Благодаря музыке погружаешься в мир «Дюны» с головой.
- Отлично подобранные актёры. Особенно хорошо смотрятся Тимоти Шаламе в образа Пола Атрейдеса и Ребекка Фергюссон в роли леди Джессики.
- Масштабные и зрелищные эпизоды. Вильнёв с любовью перенёс в фильм сцены из книги.
Что не понравилось
- Режиссёр экранизировал не половину, а лишь треть первой книги. Историю нельзя назвать цельной: это лишь первый акт глобального сюжета. Поэтому здесь нет внятного финала.
- Пусть фильм очень длинный, режиссёр не включил в него часть важных сцен из книги (хотя это для людей, которые не читали книг, не будет являться минусом).
- «Дюну» не получается воспринимать как отдельную историю. Всё самое интересное оставили для сиквела, который должен появиться в лучшем случае через два- три года.
Но иногда критики чересчур строги к «Дюне», в которой Вильнёву приходилось работать с невероятно сложным материалом. В то время как предыдущие экранизации провалились из-за слишком больших амбиций, в версии 2021 для космической саги есть все технические возможности, идеальный актёрский состав и чёткая подача. В картине достаточно событий, она логично завершена (при наличии второй части) и делает максимум с оригинальным романом, в котором Фрэнк Герберт жестоко и равнодушно мучал своих героев ради общей идеи книги.
ИА «Citysakh.ru»
Стань соавтором — присылай новости и получай денежное вознаграждение
- Грубые нарушения закона, которые требуют вмешательства СМИ
- Фото и видео с мест происшествия, ДТП, пожары
- WhatsApp +7 914−766−2000
Cамая свежая и актуальная информация в наших социальных сетях