Все новости

    "Так не доставайся же ты никому". На Сахалине гибнет маяк Анива

    В конце сентября издание «Коммерсантъ» опубликовало статью об одной из достопримечательностей Сахалинской области. Визитной карточке островного региона — маяке Анива.

    У Анивского маяка в нынешнем году юбилей — 80 лет со времени постройки, но праздник выходит грустный: чудо инженерной техники, стоящее на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота и по документам проходящее как имущество Министерства обороны, с 2006 года заброшено хозяевами. За ним никто не следит, уникальный объект методично добивают тайфуны, вандалы и беспощадное время. За что военные казнят Анивский маяк, понять трудно. Ведь нынешний глава МО Сергей Шойгу, возглавляющий еще и Русское географическое общество, внимателен и щедр к другим объектам культурного наследия, а тут не замечает гибнущую жемчужину в собственном ведомственном хозяйстве,

    -пишет Александра Агафонова.

    Сегодня маяк Анива манит не только любителей экстрима и туристов, каждый второй жаждет побывать на уникальном объекте построенный еще японцами на скале Сивучья в 1939 году. По причине труднодоступности места экскурсии стоят от 5 тысяч на человека (везде по-разному), в стоимость входит питание, страховка, транспорт и гид.

    Добраться до подножья маяка можно посуху, но на само строение не попасть — нужна лодка. Заядлые туристы говорят лишь об одном случае, когда переплывали к Аниве, но это опасно — этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.

    Фото: Остров 2049

    Из истории:

    Автором проекта был инженер Синобу Миура. Стоимость постройки маяка составила 600 000 иен и заняла чуть больше двух лет: с июня 1937 по октябрь 1939. Как рассказывают гиды по причине труднодоступности и отсутвию источника воды строительсво мака было крайне сложным. Рабочим нужно было успеть использовать все привезенные стройматериалы и одновременно уповать на погоду, чтобы просто не остаться на кусочке земли в открытом море без еды и воды.

    Строение представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. А в башне 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. На первом — кухня и и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвёртом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. Сейчас от всего перечисленного остались только стены и разбитые окна.

    С 1990 года постоянных работников на маяке больше нет, он был переоборудован в атомный на РИТЭГах и работал автономно до 2006 года. Тогда изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен и разграблен мародёрами.

    Президенту «Русского географического общества» Сергею Шойгу была направлена петиция, требовавшая защитить Аниву как исторический памятник. По официальным заявлениям реконструкция маяка должна была начаться в 2015-м году, но по состоянию «жемчужина области «на 2019 год работы так и не были начаты.

    Маяк продолжает разрушаться под действием воды, ветра и неорганизованных экскурсий.

    Редакция «Огонька» обратилась за комментариями в Тихоокеанский флот, ведь формально маяк принадлежит им. Но вопросы по статусу маяка, инспекционных обследований и передачи маяка Анива гражданским властям ровно 7 дней оставались без ответа.

    И вот, настал час и в редакцию журнала «Огонек» пришел ответ.

    По существу вашего обращения в пресс-службу Восточного военного округа от 24.09.2019 г. о статусе и дальнейших перспективах маяка Тихоокеанского флота Анива сообщаем:

    1. Маяк Анива является объектом Министерства обороны, стоит на балансе гидрографической службы Тихоокеанского флота.
    2. Реставрация маяка в 2014 году не производилась, выделение финансирования для проведения соответствующих ремонтно-восстановительных работ по данным гидрографической службы ТОФ предусмотрено в 2020—2022 годах.
    3. Маяк был вынужденно выведен из эксплуатации в 2006 году из-за деструктивных действий именно туристов и мародеров, которые неоднократно взламывали металлическую дверь действующего, но необитаемого объекта, били стекла, похищали и выводили из строя автоматику и оборудование. При этом командование ТОФ посещение маяка как важного туристического объекта не ограничивало, а его ремонт каждый раз производился за счет средств флота. В настоящее время оценка состояния маяка флотскими специалистами осуществляется установленным порядком.
    4. Изменение статуса маяка Анива как объекта гидрографической службы ТОФ не предусматривается.

    Начальник отдела информационного обеспечения (по Приморскому региону) пресс-службы Восточного военного округа

    капитан 2-го ранга Н. Воскресенский

    Таким образом, маяк Анива по-прежнему остается в руках Минобороны и будет ли он отремонтирован в 2020—2022 году — это большой вопрос, скорей всего придет очередная отписка, а маяк Анива так и будет пристанищем для птенцов чаек, которые давным-давно уже считает его своим домом.


    Автор: Аглая Капустина

    Фото: Федор Поволкович

    ИА «Citysakh.ru»

    Первоисточник: Коммерсантъ


    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 2884

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто