Спектакль «Фауст. Сны» показал Гродненский областной театр кукол в рамках фестиваля «На островах чудес».
Шестьдесят лет Йоганн Гёте работал над своей трагедией «Фауст», закончив её в 1881, всего за год до своей смерти. А сейчас, в двадцать первом веке мы можем не только прочитать это невероятно мощное произведение, но и увидеть его на сцене кукольного театра.
Трагедия «Фауст. Сны», поставленная в Гродненском театре кукол Олегом Жюгждой, не является инсценировкой сугубо произведения Гёте. Это спектакль по мотивам. Режиссёр вплетает в свою инсценировку материалы «Немецкой народной книги» и «Трагической истории доктора Фауста» Кристофера Марло.
Фауст (заслуженный артист РБ Александр Шелкоплясов), которого зритель видит на сцене, лишь отчасти напоминает Фауста в трактовке Гёте. Он не вызывает ощущения глубокого пессимизма. Скорее, этот Фауст похож на гения в состоянии глубочайшей депрессии, из которой он не видит выхода. И даже когда он подносит ко рту склянку с ядом, всё равно остаётся ощущение, что так просто лишить себя жизни у него не получится.
Действие спектакля начинается со спора между Богом и Мефистофелем. Бог (Голос Свыше), воплощенный на сцене сразу двумя артистами Александрой Литвинёнок и Александром Ратько, утверждает, что Мефистофелю не удастся загубить душу доктора Фауста. Злой дух не согласен и, получив разрешение Свыше, идёт испытывать доктора на прочность.
Фаусту безразлична загробная жизнь, а единственное, чего он жаждет, — знания. Поэтому получив возможность заключить контракт с Дьяволом, он, особо не раздумывая, подписывает бумагу кровью. 24 года Мефистофель должен был угождать Фаусту, выполнять его желания, а между делом соблазнять и извращать его душу.
Когда злой дух и Ведьма дают Фаусту выпить вина, он изменяется. Доктор отбрасывает трость и распрямляет спину, он перестаёт быть немощным. Теперь поверх его рубахи накинут сюртук гуляки. А из-за кулис появляется кукла молодого Фауста, отражающая состояние его души. Злой дух рад таким переменам, ведь теперь у доктора появились и другие желания.
Мефистофель в исполнении Лариса Микулич вышел одновременно и забавным, и грозным. С какой иронией и лёгкостью дух сообщает Фаусту о смерти невинных, о происходящих ужасах. Когда доктор засыпает, Мефистофель меняет озорной красный плащ на строгий чёрный, а от его монологов замирает сердце.
Злой дух чувствует силу над доктором, которая, впрочем, оказывается не такой прочной, как ему кажется. В чувствах Фауста к Маргарите (Александра Литвинёнок) Мефистофель видит лишь похоть и желание обладать. Но доктор не так прост.
Когда девушка попадает в тюрьму, доктор спешит ей на помощь. Но ей она уже не нужна. Маргарита, сама не желая того, отравила мать, её брат был убит, а ребёнка, рождённого от Фауста, она утопила. Опозоренная, несчастная, на грани безумия — такой её видит доктор, но это не умоляет его желания спасти её. Вот только сама Маргарита против. Тогда в происходящее вмешивается Голос Свыше. Девушка видит ангела — своего умершего брата — и он спасает её душу от мук ада.
Маргарита Александры Литвинёнок получилась очень положительной и крайне наивной. Всё равно что ребёнок, заключённый во взрослом теле. И глядя на неё понимаешь, что бы она ни натворила, всё это по незнанию, а не со зла.
Во второй части спектакля Мефистофель и Фауст путешествуют вдвоём, периодически призывая на помощь лемуров (духи-слуги). Причём путешествия это происходят не только в пространстве, но и во времени.
Чем ближе конец договора, тем злее становится Мефистофель, тем труднее ему скрывать свою натуру. И под конец, когда по воле злого духа Фауст теряет зрение и уже не может контролировать то, что творит демон, Мефистофель раскрывает себя во всей красе.
Желания Фауста, извращённые демоном, принесли множества страданий и ему самому, и окружающим людям. Но несмотря на это, душа доктора отправляется на Небеса, а Мефистофель, изрядно обиженный таким поворотом событий, возвращается домой.
На сцене всего четыре актёра и один помощник в чёрном кабинете. Но благодаря им перед зрителем жили четырнадцать персонажей, отличающихся друг от друга характером, внешним видом и, в какой-то степени, уровнем мистичности."Фауст. Сны" - это спектакль-симбиоз между авторами прошлых столетий и рассуждениями Олега Жюгжды о природе, истоках добра и зла в человеческой душе.