Знаменитый фантаст считает, что сценарий самого успешного фильма года списан с цикла его романов «Мир полудня».
Писатель Борис Стругацкий обвинил режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона
в плагиате. По словам 76-летнего фантаста, сюжет картины, покорившей
уже миллионы зрителей, взят из знаменитого цикла романов братьев
Стругацких «Мир полудня», вышедшего в середине 60-х годов.
«Американцы „позаимствовали“ нашу идею, — говорит Борис Натанович. — Это очень неприятно. Но не судиться же мне с ними?».
Во всех интервью, которые режиссер Джеймс Кэмерон дал после начала
триумфального шествия своего «Аватара» по планете, он утверждает:
сценарий картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об этом, создатель «Титаника», мягко говоря, лукавит: планета Пандора из фильма «Аватар» со всей ее флорой и фауной появилась тремя
десятилетиями раньше в цикле романов «Мир полудня» братьев Стругацких.
Вот
так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в литературных
энциклопедиях: «Пандора — популярный курорт планетарного масштаба.
Большая часть её покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной
вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских
лесах сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации.
Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей».
«Аватар» словно
иллюстрирует книги Стругацких. Например, в романе «Беспокойство» на Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог Михаил Сидоров. В фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка Салли. В книгах
Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме — кошек.
Сам Кэмерон однажды назвал свой фильм «приключением в джунглях с экологическим подтекстом, выходящим на мифический уровень
повествования».
«Мы создали целый мир, целую экосистему из фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой
культурой и собственным языком, — рассказывает режиссер журналистам. -
Источником вдохновения для сценария служили книги научной фантастики,
прочитанные в детстве».
И если о романах Эдгара Райса
Берроуза в качестве исходного материала Кэмрон все же упомянул, то о знаменитом «Мире полудня» Стругацких он не проронил ни слова. 76-летний
писатель, узнав об этом, лишь грустно улыбается.
«На фильм,
скорее всего, не пойду, — говорит Борис Натанович. — Хотя, было бы любопытно, что в Голливуде сделали из нашей идеи».
Источник: mignews