Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
Внимательно ознакомился с Вашим письмом от 6 августа 2009 года. Буду откровенен, я очень
разочарован его недружественным характером.
Не могу не согласиться с тем, что в отношениях между нашими странами есть
серьезные проблемы, однако удивительно, что Вы полностью исключаете
ответственность за это со стороны России.
Наше государство
никогда не отходило от принципов дружбы и партнерства, зафиксированных
в Большом договоре 1997 года, делало максимум возможного для
плодотворного, взаимовыгодного развития двусторонних отношений. Более
того, согласно указанному Договору наши страны должны строить отношения
друг с другом, в частности, на основе принципов взаимного уважения и суверенного равенства.
И все же хотелось бы отойти от эмоций и беспристрастно проанализировать состояние двусторонних отношений.
Позиция
Украины в отношении прошлогодних событий в Грузии — общеизвестна и совпадает с позициями практически всех стран мира. Она заключается в исключительном уважении к суверенитету, территориальной целостности и незыблемости границ грузинского или любого другого суверенного
государства.
Безосновательны и упреки в поставках оружия в Грузию. Вызывает сожаление, что, несмотря на неоднократные четкие и понятные разъяснения украинской стороны по поводу законности ее действий на рынке оружия, российская сторона продолжает
последовательную кампанию, направленную на формирование восприятия
Украины как государства, которое не соблюдает международные правила и режимы в области военно-технического сотрудничества. В связи с этим
следует напомнить, что Грузия не была и сейчас не является объектом
никаких международных санкций или эмбарго Совета Безопасности ООН,
ОБСЕ, Европейского Союза и других международных организаций на поставки вооружений, военной техники или товаров двойного использования.
Кроме того, российские предложения ввести такие ограничения в рамках
ОБСЕ, внесенные после российско-грузинского конфликта, поддержаны не были.
Не может быть предметом политических нареканий со стороны
России и курс Украины на интеграцию в НАТО. Это заставляет нас снова
повторять прописные истины о том, что право на выбор международных
средств обеспечения национальной безопасности, в частности, участия в военно-политических союзах, является неотъемлемым элементом
государственного суверенитета любой страны, и Россия должна его
уважать. Напоминаю Вам, что Закон Украины «Об основах национальной
безопасности Украины», который был принят Верховной Радой Украины в 2003 году, в том числе и руководством нынешней оппозиции,
предусматривает прямую интеграцию Украины в НАТО, вплоть до прямого
членства. Этим руководствуется Президент Украины.
Также хотел бы в очередной раз подчеркнуть, что стремление нашего государства к обретению членства в Альянсе ни в коем случае не направлено против
России, а окончательное решение о вступлении в НАТО будет приниматься
только после проведения всенародного референдума.
Хочу особо
отметить, что статья 17 Конституции Украины не допускает расположения
на территории Украины военных баз иностранных государств. В то же время
наше государство остается верно своим международным договорным
обязательствам по временному пребыванию Черноморского флота Российской
Федерации на территории Украины до 28 мая 2017 года и в полном объеме
выполняет положения соответствующих базовых соглашений 1997 года. В то же время, вынужден констатировать наличие серьезных проблем в имплементации базовых соглашений со стороны российской стороны в вопросах земли, недвижимого имущества, радиочастот, средств навигации и
т.д. На протяжении всего периода базирования Черноморского флота России
на территории Украины его командованием систематически допускались
грубые нарушения двусторонних договоренностей и законодательства
Украины, о чем украинская сторона постоянно информировала российскую
сторону.
Украина последовательно выступает за развитие
прагматичных отношений с Россией в экономической сфере, прежде всего в энергетике. Украина начала программу модернизации украинской
газотранспортной системы для доведения ее уровня до высоких
международных стандартов и готова привлекать к этому процессу потенциал
европейских стран и других участников. Наша страна неоднократно на практике подтверждала свою надежность как партнера в транспортировке
энергоресурсов: газа, нефти и материалов для ядерной энергетики.
Украина — одна из немногих стран мира, которая в июне этого года
приветствовала инициативу Российской Федерации о ее готовности начать
многосторонний диалог по усовершенствованию международно-правовой базы
в сфере энергетической безопасности, которая, по нашему убеждению,
должна базироваться на Энергетической Хартии и документах, наработанных
в ее рамках.
В Вашем письме также содержится очередное
повторение известных упреков, цель которых — попытка лишить Украину
своего взгляда на собственную историю, собственные национальные
интересы, приоритеты внешней политики. Убежден, что вопросы истории
наряду с родным языком, культурой, семейной этикой являются
фундаментальной основой для формирования государства и идентификации
украинской нации.
Поднимая на международной арене вопрос о признании Голодомора в Украине 1932−1933 годов, украинский народ отдает
также дань памяти миллионам русских, белорусов, казахов и представителей других национальностей, которые умерли от голода в Поволжье, на Северном Кавказе, в Казахстане и других регионах бывшего
СССР. Известно, что во время проведения Акции памяти «Неугасимая
свеча», посвященной 75-й годовщине Голодомора в Украине, в окнах сотен
городов во всем мире, в том числе и в России, горели свечи, что
является свидетельством многонациональной солидарности с Украиной в признании этого факта.
Никак не могу согласиться с якобы
вытеснением русского языка из общественной жизни в Украине.
Элементарные непредубежденные оценки языковой ситуации в Украине и России свидетельствуют совсем об обратных фактах. Именно в Российской
Федерации украинское меньшинство практически лишено возможности
реализовывать право на удовлетворение своих национально-культурных
потребностей. Подтверждением этого являются известные заключения
международных организаций.
Отвечая на замечание о якобы
вмешательстве власти Украины в дела православной церкви, отмечу
следующее. Украинское руководство уважает каноны и традиции церквей и религиозных организаций. Церковь в Украине отделена от государства,
каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию. Вместе с тем
никто не может запретить гражданам свободно высказывать свою позицию по любым вопросам, в том числе и религиозным.
По поводу визита
Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину следует
подчеркнуть, что им были высказаны слова признательности в адрес
руководства нашего государства за высокий уровень организации его
пребывания в Украине. При этом никаких негативных или критических
оценок, которые приводятся в Вашем письме и дискредитируют сам дух
этого визита, Предстоятель Русской православной церкви, конечно же, не делал. В целом, мы считаем надуманным и неуместным увязывание вопросов
визита в Украину Патриарха Кирилла с двусторонними политическими
отношениями.
Комментируя вынужденное решение украинской стороны
в отношении двух дипломатических представителей России, следует
подчеркнуть, что перед таким шагом мы трижды официально доводили до российской стороны информацию о неправомерных действиях указанных
высокопоставленных дипломатов. Украинская сторона предоставила
достаточную доказательную базу их деятельности в Украине, которая
наносила ущерб национальным интересам Украины. Вместе с тем,
соответствующие действия российской стороны в отношении украинского
дипломата абсолютно немотивированны и безосновательны. Надеюсь, что в будущем нашим обоим государствам удастся избежать повторения таких
досадных случаев, омрачающих двусторонние отношения.
Подытоживая
вышесказанное, хотел бы выразить убежденность, что разрешение
существующих проблем украинско-российских двусторонних отношений
требует интенсивной работы. Поэтому решение отложить приезд нового
российского посла в Украину, безусловно, не будет способствовать
конструктивному развитию наших отношений.
Украина продолжает
оставаться приверженной широкому сотрудничеству с Российской Федерацией
на основе взаимного уважения, равноправия, путем поддержания
конструктивного диалога, в том числе и на высшем уровне. Готовность
вести диалог за столом переговоров я подтверждал в течение последнего
года по меньшей мере трижды в своих письмах в Ваш адрес. Этот призыв
остается актуальным и сегодня. К сожалению, ранее в ответ я получал
лишь приглашения на участие в скачках на приз Президента России и других многосторонних мероприятиях. Надеюсь, что на этот раз Ваша
реакция на него будет конструктивной.
Я уверен в хорошем будущем
украинско-российских отношений, которые базируются на глубоких
традициях дружбы и добрососедства между народами наших двух стран и которые очевидно крепче, чем интересы отдельных политических кругов, и не зависят от ситуативной конъюнктуры политического момента.
С уважением
Виктор ЮЩЕНКО