Все новости

    Вся жизнь борьба

    В Москве на Аллее спортивной славы комплекса «Лужники» недавно открыт Мемориал, посвященный основоположникам борьбы самбо. Две бронзовые фигуры борцов, выполняют знаменитый бросок под названием «мельница». Спортсмены ведут поединок на полусфере, опоясанной орбитой. Так авторы изобразили земной шар, символизирующий популярность этой борьбы во всем мире. На орбите можно увидеть девиз единоборства «Самбо — наука побеждать». За поединком наблюдают создатели этого вида спорта: Виктор Спиридонов, Василий Ощепков и Анатолий Харлампиев.

    Правда, некоторые исследователи считают, что решающая роль в создании самбо принадлежит именно Ощепкову. В любом случае его вклад огромен, а биография стала легендой.

    Установку мемориала можно считать подарком ко дню рожденья нашего земляка. Он родился 25 декабря 1892 года по старому стилю (6 января 1893 г. по — новому) в Александровском посту (сейчас г. Александровск — Сахалинский).

    «Василий великолепный», «Русский медведь», «Православный ниндзя», «Монах с черным поясом» или «Японский шпион». Как только не называли нашего великого земляка Василия Ощепкова, реальная судьба которого увлекательнее любого выдуманного сюжета. В то время как наши дети и молодежь увлекаются иностранными и выдуманными суперменами: Джеймсом Бондом, Человеком Пауком и т. д. у нас есть свой настоящий герой.

    Будучи сиротой на каторжном Сахалине он стал первым отечественным дзюдоистом, создателем борьбы самбо, российским и советским разведчиком, предшественником Рихарда Зорге.

    Долгие годы о Василии Сергеевиче не принято было говорить вслух, потому что его репрессировали в 1937 году по обвинению в шпионаже в пользу Японии. По официальной версии он умер от инфаркта в Бутырской тюрьме. По иронии судьбы он ушел из жизни 10 октября. В этот же день прошел первый матч по борьбе вольного стиля, как тогда называлось самбо, между командами Москвы и Ленинграда. Василий Сергеевич был реабилитирован в 1957 году.

    Василий был сыном каторжанки Марии Семеновны Ощепковой и столяра Сергея Захаровича Плисака. Об отце Василия информации практически не сохранилось. Скорее всего, он был ссыльнопоселенцем и сумел заработать на свою мастерскую и два дома. Мне удалось найти в российском государственном архиве Дальнего Востока (г. Владивосток) статейный список (личное дело) Марии Семеновны Ощепковой, где есть запись о рождении сына Василия.

    Мария Ощепкова, крестьянка 1850 года рождения, уроженка Пермской губернии, за совершенное преступление была осуждена отбывать наказание «на фабрике» сроком на 17,5 лет, откуда она совершила побег. Через 20 месяцев ее выследили и снова арестовали, добавили еще 15 лет каторжных работ и 60 плетей. Таким образом, она получила 32,5 года общего срока. Затем для отбытия наказания ее отправили на сахалинскую каторгу из Одессы на пароходе.

    На Сахалин она попала осенью 1890 года, 1 марта 1901 года Мария Семеновна была освобождена от каторжных работ и направлена на поселение. Умерла 25 апреля 1904 года в селе Рыковском (Кировское).

    За два года до этого умер отец мальчика. Сирота оказался в Александровском детском приюте. За Василием присматривали земляк отца Емельян Владыко.

    Не оставляла Васю своим вниманием и дочь надворного советника, крестная мать мальчика Пелагея Яковлевна Иванова. А крестный отец, старший писарь Управления войска острова Сахалина (что соответствовало званию подполковника) Георгий Павлович Смирнов, рьяно хлопотал перед губернатором острова — Аркадием Михайловичем Валуевым, чтобы включить 14-летнего Василия Ощепкова в список семинаристов, которых направляли в 1907 году для учебы в духовной семинарии в Японию. По другим данным опекуном мальчика был учитель новомихайловского училища в Александровске, потомственный почетный гражданин В. П. Костров, который написал письмо архиепископу Николаю Японскому с просьбой принять на учебу мальчика.

    В 1907 году подросток попал в государство с совершенно другой культурой. Некоторые исследователи считают, что он был изначально послан туда русской разведкой, другие с этим категорически не соглашаются. Факт в том, что В. Ощепков закончил Токийскую православную семинарию при Русской духовной миссии под началом первого православного священнослужителя в этой стране, который впоследствии был канонизирован, как святитель Николай Японский.

    Кроме того, его наставником был другой выдающийся представитель того времени — создатель дзюдо японец Дзигоро Кано. Благодаря этому он получил прекрасное светское и духовное образование, знание иностранных языков: японского, китайского и английского. А также прекрасный уровень спортивной подготовки и нравственной закалки.

    С дзюдо Ощепков познакомился еще в семинарии. С 1908 года эта борьба была включена в программу преподавания японских школ. Подобное правило распространялось и на православную семинарию. Затем его пригласили в знаменитый институт Кодокан-дзюдо, который Дзигоро Кано основал в 1882 году. Но для этого юноше пришлось выдержать жесткие вступительные экзамены. В архивах Кодокана до наших дней сохранилась запись о поступлении туда Василия Ощепкова 29 октября 1911 г.

    Соблюдая установленный этикет, поступающий должен был низким поклоном обратиться к Дзигоро Кано и выразить свое желание учиться у него. Кано назначал одного из обладателей черного пояса для борьбы с абитуриентом. Борьба на татами продолжалась до тех пор, пока новичок не терял сознание. После чего его выносили во двор и обливали холодной водой. На следующий день в установленное время нужно было снова явиться в зал и поклоном подтвердить свое намерение учиться. Прошел через такое испытание и Ощепков.

    Обучение было не менее сложным. Как могли относиться к русскому подростку в стране, которая недавно выиграла войну у России догадаться не сложно. В нем видели не условного спортивного, а реального противника. Тем более что там занимались и военные, прошедшие войну с нашей страной, а также родственники погибших на фронте. Не раз противники во время тренировок ломали ребра, руки и ноги русскому парню, но он оказался крепким орешком.

    «Даже в наши дни японские специалисты считают, что практикуемая в Японии тренировка непосильная для европейцев. Тогда же система обучения была особенно жесткой и совершенно безжалостной»,

     — писал журналист, историк боевых искусств и спортивных единоборств М. Н.Лукашев. Неудивительно, что никто из поступивших вместе с Василием товарищей не выдержал суровых дзюдоистских испытаний: все оставили Кодокан, не окончив курс обучения.

    Пройдя с честью все испытания, Ощепков заслужил уважение наставников и соперников по татами и 15 июня 1913 получил первую мастерскую степень — первый дан. Для этого ему нужно было, не сходя с татами, одолеть подряд трех обладателей черных поясов. Его выдающиеся способности были отмечены скупым на похвалы самим Дзигоро Кано, который повязал ему черный пояс. Японский журнал тогда написал о нем: «Русский медведь добился своей цели». Через несколько лет Василий сдал экзамены на второй дан. Несмотря на то, что японцы необычайно ревностно относились тогда к присуждению мастерских степеней — данов, особенно иностранцам. Выступая на состязаниях, он не раз завоевывал призы и пользовался известностью среди японских спортсменов. Василий Ощепков стал первым россиянином и одним из нескольких европейцев, которые получили черный пояс по дзюдо.

    Ощепков к тому времени прекрасно освоился в Японии, но предпочел возвратиться в Россию. В 1914 году выпускник Кодокана начал работать военным переводчиком в штабе Приамурского военного округа во Владивостоке. А параллельно организовал первый в России любительский кружок по изучению дзюдо под эгидой Владивостокского общества «Спорт», где занимался с местной милицией и вел занятия по самообороне. А, кроме того, провел первый международный поединок между русскими и японскими спортсменами. Об этом историческом турнире сохранилась статья в местной газете «Далекая окраина» от 4 июля 1917 г. Кружок просуществовал до 1920 года. Японский адмирал Като — командир японской оккупационной эскадры во Владивостоке, наблюдавший поединки с участием Ощепкова называл его «Василий великолепный».

    В 1918, в начале японской оккупации Дальнего Востока (1918−1925), Ощепков начал сотрудничать с большевистским подпольем. Впоследствии один из его кураторов в советской разведке Леонид Бурлаков писал о нем: «Имеет большую склонность к разведработе, на которой довольно изобретателен и смел. С людьми общителен и довольно быстро завоевывает расположение. Как качество Ощепкова можно указать правдивость и честность».

    С 1920 по 1927 год он выполняет задания советской разведки на Сахалине, в Харбине, Кобе и Токио под видом предпринимателя — кинопрокатчика. В частности Василий Сергеевич передавал ценные сведения о дислокации японских частей на северном Сахалине, их составе, вооружении, давал характеристики командиров и т. д. Сообщил также о возможных сроках и условиях вывода японских войск с севера острова. Эти данные были переданы полномочному представителю СССР в Китае Л. М.Карахану, что очень было полезно для подготовки Пекинской конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией. Таким образом, Ощепков сделал важный вклад в возвращение его малой Родины в состав России.

    Он стал первым разведчиком, получившим информацию о создании сверхсекретных японских подразделений по исследованию химического и бактериологического оружия. Много позже они вошли в историю под общим, нарицательным названием одного из них «отряда 731». В Центр ушло донесение «Об использовании ядовитых газов и принципах применения их японской армией».

    Также он получил большое количество секретных данных о политике и маневрах войск Японии в Манчжурии, о военной авиации страны восходящего солнца и т. д.

    С большим риском для жизни постоянно находясь на грани провала и-за непрофессионализма свои кураторов в разведке, недостатка отпущенных средств и жесткого контроля спецслужб страны восходящего солнца, Василий Сергеевич наладил связь со своими японскими однокашниками по семинарии, которые теперь служили в полиции и контразведке. Завербовал одного из них, который в качестве преподавателя военного училища имел доступ к секретной информации. Кроме того, вошел в доверие офицерам аристократического происхождения и осуществлял другие действия для сбора информации для Красной армии.

    Несмотря на явные успехи резидента 1/1043 (Ощепкова) спешно отозвали из страны восходящего солнца в СССР, чем вызвали сильные подозрения у японской разведки и полиции.

    Писатель Андрей Куланов называет это провалом, но не самого резидента, а его начальников «завистливых, безграмотных, не имевших ни опыта работы в разведке, ни опыта жизни за рубежом вообще».

    По возвращении нашего героя обвинили в плохой работе и растрате казенных денег — не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены документами. Ему даже пришлось распродавать свое имущество, чтобы расплатиться с разведкой. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

    Василий Сергеевич считал, что дзюдо вырабатывает у человека решительность, хладнокровие, быстроту, подвижность, выносливость и умение выйти из самых затруднительных положений, используя в борьбе с противником его силу и экономя силу собственную. По его мнению, эти психофизические качества необходимы физкультурнику-бойцу Красной Армии в предстоящих классовых боях. В исходе которых роль рукопашной схватки может быть решающей.

    В начале 2-ой половины 30-ых годов Приморский совет физкультуры впервые в СССР организовал шестимесячные курсы инструкторов и тренеров по дзюдо. Руководил курсами Ощепков.

    Среди его учеников во Владивостоке были достойные люди. Он подготовил десять инструкторов по дзюдо. Среди его последователей был и будущий Герой Советского Союза Дмитрий Федорович Косицын, командир партизанского отряда, погибший в Великую Отечественную войну.

    В 1927 — 1929 годах он служил военным переводчиком и инструктором дзюдо в штабе Сибирского военного округа (Новосибирск). А кроме того преподавал дзюдо в «Новосибирском пролетарском спортивном обществе „Динамо“, где даже повесили лозунг „Джиу-Джицу“ невидимое оружие чекиста»; и 9-ом полку ОГПУ. Его наука была очень кстати. Новосибирск был крупным городом и узловым железнодорожным центром, куда съезжались бандиты со всей Сибири. Ежедневно происходили убийства, грабежи, изнасилования и другие преступления. Бандиты нападали с целью овладения оружия на чекистов и милиционеров. На тему серьезной криминальной ситуации в городе Василий Сергеевич написал статью в газету.

    Ему самому пришлось столкнуться с подобной ситуацией.

    В донесении полиции от 23 ноября 1928 года написано, что вечером двое вооруженных грабителей остановили у дома на четной стороне Красного проспекта, на пересечении с улицей Трудовой, беременную женщину и, угрожая оружием, предложили ей снять шубу и шапку. Однако рядом оказался возвращающийся домой переводчик штаба СибВО В. С.Ощепков. Одним движением он выбил наган из руки бандита, после чего оба преступника, напуганных решительностью и виртуозностью обезоруживания, бросились наутек. Ощепков передал бандитский наган подоспевшему наряду милиции, обрисовал ситуацию… и попросил не заносить в протокол свою фамилию, сославшись на характер работы в СибВО.

    Внедрением дзюдо и фехтования в армии Василий Сергеевич хотел сделать обучение красноармейцев более эффективным. Тем самым спасти жизнь бойцов при столкновении лицом к лицу с более тренированным противником.

    Вскоре Ощепкова перевели в Москву в Управление по боевой подготовке РККА. Есть легенда, что в столицу его вызвал лично командарм Михаил Тухачевский, занимавшийся реорганизацией Красной Армии. Якобы будущий маршал, впечатленный демонстрацией приемов самозащиты Ощепковым, приказал бывшему разведчику написать учебник по японскому языку и руководство по рукопашному бою для военнослужащих РККК. Но подтверждений этому историки не нашли.

    29 ноября 1929 года центральная армейская газета «Красная звезда» опубликовала заметку под названием «Акклиматизация «дзюу-до» в Советском Союзе за подписью «ВСО» (Василий Сергеевич Ощепков): «Вопрос о постановке рукопашного боя в частях Красной армии можно считать решенным. <> Из ряда пересмотренных боевых упражнений за основу взята японская система самозащиты «Дзюу-до», как наиболее проработанная и включающая элементы спортивного порядка».

    В 1930 году он стал победителем соревнований Московского военного округа по штыковому бою. По современным понятиям почти «бой без правил». Сюда входили удары прикладом, удушения, вольная борьба, обезоруживание.

    Позже мастер был назначен руководителем курсов для инструкторов по обучению военнослужащих рукопашному бою. Постепенно он стал ведущим специалистом по рукопашному бою и прикладной спортивной борьбе в одежде.

    В 1931 году выходит в свет первое в истории нашей армии руководство по безоружному рукопашному бою против вооруженного или безоружного противника, написанное В. Ощепковым.

    В программу входили броски, удары руками и ногами, удушения, приемы защиты безоружного против вооруженного винтовкой и револьвером, приемы рукопашной схватки двух невооруженных. Его занятия посещали в частности Тухачевский и Якир, что позже припомнили их спортивному наставнику. На одном из них присутствовал легендарный полководец Гражданской войны С. М. Буденный.

    Вот как оценивал свою деятельность сам Ощепков: «Для бойцов и командиров РКК освоение приемов дзюу-до должно быть боевой задачей дня, ибо Красная Армия, защищая границы единственного в мире государства трудящихся, не может отставать от возможных врагов ни в техническом вооружении, ни в физической подготовленности».

    Михаил Лукашев писал, что Ощепков был не лишен артистичности. Начинать работу Василий привык с демонстрации своего искусства. На сцене Центрального дома Красной армии на него бросались со всех сторон: рубили, кололи, «стреляли», но оружие летело в одну сторону, а нападавшие — в другую. Его способ ведения боя не мог не покорить молодежь, каждый мечтал стать таким же ловким и неуязвимым. Неудивительно, что в ЦДКА немедленно началась запись в группы.

    Кроме того, он являлся инструктором Центральной высшей школы рабоче-крестьянской милиции. Рукопашный бой для милиционеров преподавался с учетом профессиональных требований. Для этого Ощепков изучил около 1200 зафиксированных эпизодов столкновений сотрудников правоохранительных органов с преступниками. Таким образом, он на высочайшем уровне провел научную работу, объединив ее с практической деятельностью.

    Его третья супруга Анна Ивановна Казим-Бек вспоминала такой случай. По улице шел пьяный здоровенный громила, который «тыкал» прохожих в лицо кулаком. Все прохожие переходили на другую сторону улицы. Супруга предложила сделать тоже самое и им. Но Ощепков попросил не мешать. Дальше произошло все очень быстро. «Я так испугалась. Мы пошли дальше, а он остался лежать на асфальте и даже не пошевелился», — рассказывала женщина.

    Эта и другие подобные истории привели к обкатке боевого духа и мастерства самозащиты в реальных условиях. «Полигоном» стал Чистопрудный бульвар, где любили собираться в 1930−50 гг. урки и всякая шпана. Недаром убийство милиционера Васи Векшина в фильме «Место встречи изменить нельзя» происходит именно там. Впрочем вся Москва того времени была в этом смысле не безопасна.

    Тем не менее, ни о каких серьезных случаях травматизма учеников Ощепкова неизвестно, несмотря на то, что приходилось сталкиваться и с обладателями холодного оружия. Они страховали друг друга. Нередко за ними наблюдал сам Ощепков.

    Также он вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима и в школе профсоюзов имени Шверника. Но особенно его работа была плодотворной в Государственном Центральном Институте физической культуры (ГЦИФК).

    Благодаря Ощепкову с 1 сентября 1932 года в этом высшем учебном заведении появилась новая учебная дисциплина «дзюдо».

    Один из его учеников Герц Адольфович Крупкин познакомился с Ощепковым на уроках самозащиты для милиционеров. «Василий Сергеевич даже внешне выделялся в нашем институте, — вспоминал выпускник. -Стройный, подтянутый, с ярко выраженной интеллигентностью в облике. Он был роста выше среднего, мощного телосложения, но резкий в движениях — завалить мог любого. Обладал очень большой физической силой. Я отчетливо помню, как он выдергивал меня из ковра в воздух одними руками. Резко делал захват, подсечку — и ты уже летишь в воздухе! Но самое главное, мне кажется, он был очень добрым человеком, исключительно вежливым, никогда никому не грубил и этим резко выделялся на «пролетарском фоне» института.

    В институте физкультуры Ощепков получил уникальную возможность познакомиться с системами борьбы народов СССР, представители которых обучались у него на кафедре. Он проанализировал международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке. Кроме того, он изучал бокс и французскую борьбу сават. На основе дзюдо Ощепков начал создавать более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо.

    В первую очередь он изменил условия проведения поединка, который вместо татами стал происходить на более мягком борцовском ковре. Поэтому спортсмены стали уделять гораздо больше времени совершенствованию приемов борьбы лежа, где разрешалось применять «рычаги» не только на локтевой сустав (как в дзюдо), но и на голеностопный и запястный суставы. Недаром потом сами японцы признали, что в этом плане дзюдо значительно уступает самбо. В тоже время были исключены удушающие захваты. Коснулись изменения и костюма борцов. Японские кимоно заменены куртками и трусами, а ноги спортсменов обули в специальные легкие ботинки.

    Ощепков развивал преимущественно спортивную сторону самбо, разрабатывал методики обучения, создавал секции, проводил массовые состязания по этому новому для того времени вида спорту. Подготовил мощнейшую базу для появления самбо, собрав и систематизировав множество теоретических материалов и практической информации. Благодаря его усилиям дзюдо было включено в комплекс «Готов к труду и обороне» ГТО.

    Законодательно было закреплено, что каждый выпускник физкультурных институтов и техникумов СССР должен был сдать нормативы дзюдо и быть готовым к его преподаванию.

    Ощепков занимался популяризацией дзюдо с помощью кино. Снимал, говоря сегодняшним языком, рекламные ролики. А также участвовал в качестве консультанта в художественных фильмах, где показывали драки между «жандармами» и «революционерами». А также готовил группы студентов института к выступлениям на парадах на Красной площади.

    В 1936 году Василий Сергеевич возглавил секцию дзюдо во вновь созданном Всесоюзном комитете по делам физической культуры и спорта при Совнаркоме Союза ССР.

    В 1937 дзюдо как система, вышедшая из капиталистической Японии, была исключена из учебных планов институтов и техникумов физкультуры. 29 сентября 1937 Лубянка выпустила постановление: «Ощепков Василий Сергеевич достаточно изобличается в том, что, проживая в СССР, занимается шпионажем в пользу Японии… Гражданина Ощепкова привлечь в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей».

    Во время обыска на квартире Василия Сергеевича нашли японский штык, который он вывез из Японии в качестве сувенира. Плоский штык-тесак от винтовки Арисака образца 1905 года Ощепков использовал на показательных выступлениях как орудие вероятного противника.

    В ночь с первого на второе октября 1937 г. Ощепков был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и десять дней спустя скончался. В его тюремной анкете значилось: «Порок сердца. Грудная жаба». Он давно страдал от стенокардии и не расставался с нитроглицерином. В 46 камере Бутырской тюрьмы, куда его доставили после ареста, никаких лекарств, конечно, держать не разрешалось. Он умер за 5 минут до начала спектакля «Дни Турбиных». Ощепков с супругой заранее взяли билеты на этот спектакль. А жене еще полтора года говорили, что он жив, и бедная женщина продолжала носить ему передачи.

    В связи с этим хочу привести слова Ощепкова, написанные им в 1926 году во Владивостоке, когда его хотели посадить в тюрьму в первый раз.

    «Я командирован нашей армии на важную и опасную для Родины работу. На эту работу может встать человек, прежде всего, глубоко любящий свою Родину и ненавидящий вечного и хитрого врага России. Я истинный русский патриот, воспитанный хотя и в японской школе, но эта школа научила меня любить, прежде всего, свой народ и Россию, я воспитывался на средства русской армии, чтобы посвятить себя вечному служению Родине, что я и делаю с 1914 года.

    Как говорят в таких случаях, человек умер, но дело его живет. Советские самбисты успешно выступают на международных турнирах по дзюдо. Секрет нового единоборства заключался в более обширном арсенале приемов. Поэтому часто дзюдоисты терпят поражение от самбистов.

    В 1964 году советские самбисты представляли нашу страну на Олимпийских играх в Токио, где дебютировало дзюдо. В результате триумфального выступления сборной СССР, занявшей второе место в общекомандном зачете, в Японии уже на следующий год создается собственная федерация самбо. Таким образом, родина дзюдо признала самбо. Круг истории замкнулся.

    В 1966 году на конгрессе Международной федерации любительской борьбы (ФИЛА) самбо официально признается международным видом спорта. В 2003-м Госкомспорт РФ официально признал самбо национальным и приоритетным видом спорта, который в ближайшее время может стать олимпийским. Кстати, самбо — единственный в мире вид спорта, где русский язык признан языком международного общения. С 2008 года проходит празднование Всероссийского дня самбо. В нашей стране порядка 270 тысяч человек занимаются самбо, и число спортсменов продолжает расти.

    Доступность, зрелищность, а также высокая эффективность самбо как вида единоборства позволила завоевать ему широкое международное признание. Сегодня самбо занимаются люди во всем мире, на разных континентах.

    Самбо можно назвать «президентским» видом спорта — звание мастера спорта по самбо Владимир Путин получил даже раньше, чем аналогичное по дзюдо. Кстати, историческая связь России и Японии в этом отношении может быть хорошей основой для развития мирных отношений между нашими странами. Можно перенести все споры на спортивные площадки. Тем более что самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности. Эта борьба стала символом дружбы между народами вобрав в себя приемы разных национальных единоборств, чем обогатила самбо.

    Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину. В проекте «Самбо в школу» принимают участие десятки учебных заведений в разных регионах страны. Тестирование учащихся показало, что уровень общей физической подготовки школьников, занимающихся самбо, значительно улучшился. И в основе этих успехов заслуга нашего легендарного земляка Василия Сергеевича Ощепкова, достойного стать одним из брендов России и Сахалина.

    Проходят турниры по дзюдо и самбо, посвященные В. С.Ощепкову. В столице России есть улица, названная в его честь. А также памятники в Москве, Сочи и Владивостоке и памятные доски в Новосибирске и Александровск Сахалинском. По моей информации собираются увековечить память о Ощепкове в областном центре и Корсакове. К сожалению, в его родном городе уже 4 года не могут поставить памятник нашему великому земляку. Все это время он пылится на складе. Зато строится паром, которому присвоено имя Василия Ощепкова.

    В. С. Ощепков прожил трудную, но блестящую жизнь между царской каторгой и советской тюрьмой, навсегда оставшись свободным человеком и патриотом России в самых сложных обстоятельствах. Вся его жизнь прекрасный пример для подражания подрастающему поколению.


    ИА «Citysakh.ru»

    Автор: Даниил Панкстьянов

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 5653

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто