«Для меня это полная блажь! Он (Чехов) блефует, это что-то блаженное на уровне (пардон) с Богохульством. У меня сразу родилось название спектакля. Да-это действительно Блажь»,
— режиссёр-постановщик Екатерина Уржумова.
Создатели спектакля из Санкт- Петербурга режиссер-постановщик Екатерина Уржумова и художник -постановщик Варвара Прободяк, открыли 40-й театральной сезон Сахалинского театра кукол премьерой нового спектакля по рассказам Антона Павловича Чехова — «Блажь». Анекдот на пятерых.
«Блажь» — спектакль для зрителей знакомых с Чеховым. Кто ни разу не читал «Он и Она», «Хамелеон», «Радость», «Брожение умов», «Мелюзга», «Человек в футляре» и другие произведения русского классика, тому сложно будет разобраться, что это за образы кукол «на стульях». Каждый персонаж представляет не единицу, а целую социальную среду.
Спектакль открывается танцем пяти стульев, каждый стул — это «футляр» персонажа, который заточен под определенное отношение к жизни: Она — Любовь Андреевна Раневская (Тронина Юлия, Земская Ксения, Котова Анастасия); Он — Лахматов (Рябцев Владислав); Доктор Астров (Черемных Даниэль), который выбирается из футляра, только изрядно напившись; Причетник Вратоадов (Панихин Евгений) -торгующийся о вере с чертями; Пьяница- коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров (Осипенко Андрей), «знаменитость» в местной газете.
В руках актеров в черных костюмах, с черной вуалью на лице, оживают куклы герои — их лица сделаны из туалетной бумаги, клея, воды и «живых» рук мастера, довольно прочные, ведь в один момент по одному лицу, со всей силы прилетает серебряный поднос. Отдельные аксессуары, по которым открывается образ, павлиньи перья, докторский «живой» портфель, газета, бумага и перо для доносов.
Зрители наблюдают «авантюру» режиссёра и художника, за трактирными прилавками герои ведут беседы с чеховским юмором и знаменитыми цитатами: «Смейтесь надо мной! Я глупа!»; «Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима»; «Женщины пьют чаще, чем вы думаете». Смелые танцы пьяного доктора с бутылкой вместо головы, монолог пьяницы о женщинах, диалоги супругов, драки отдельных частей кукол.
Под конец спектакля, герои освобождаются от своих стульев, от своих рамок, скидывают их в кучу, перед зрителями. Прилавки трактира превращаются в райские качели на фоне пальм и океана, под звуки прибрежных волн, в свободных, светлых платьях персонажи Чехова непринуждённо качаются и размышляют о жизни.
«Блажь» — это полумрак, это юмор, это ирония, это истерика и авторская музыка, уложенная на сцену с разбросанным сеном, старым граммофоном, дымом сигарет и пыльными, летающими стойками с водкой, под конец все сменяющейся райской обстановкой и свободой мысли.
«Дураки и безумцы обыкновенно говорят правду. Какая блажь — быть честным с миром!»
Фото: пресс служба Сахалинского театра кукол
Автор: Пупышева Ольга
ИА «Citysakh.ru»