Все новости

    Незаконные съемки, или как проходит «Игра света»

    Четыре дня и четыре конкурсных блока, в том числе из документальных фильмов; 79 киноработ, снятых юношами и девушками до 17 лет, и несколько специальных программ для взрослых и юных кинолюбителей — именно так проходит первый сахалинский кинофестиваль будущего «Игра света».

    Фестиваль стал приемником традиционного «Края света», воплотившим в реальность мечты сахалинских детей и подростков, в течение нескольких лет участвовавших в различных мастерских под руководством опытных московских коллег. С 16 по 19 августа Южно-Сахалинск стал вторым домом для десятков участников из 11 стран, которые привезли свои маленькие, но такие взрослые киноработы на суд зрителей и достопочтенного жюри.

    К слову, жюри у фестиваля два — зрительское и профессиональное. В состав профессионального жюри кинофестиваля вошли режиссер и сценарист Наталья Мещанинова, известная сахалинцам по фильмам «Аритмия», «Война Анны» и «Сердце мира»; продюсер Артем Васильев, на счету которого «Довлатов» Алексея Германа-младшего; а также звезда фильмов «Призрак» и «Хороший мальчик» (фильм представлен во внеконкурсной программе «Путь к мечте»), актер Семен Трескунов. Президент кинофестиваля — актер, режиссер, продюсер и любимец публики (кстати, еще и Заслуженный артист России) Данила Козловский.

    «Игра света» — фестиваль, направленный, в первую очередь, на молодежь и подростковую аудиторию, место, где молодое поколение сможет проявить себя. Сюжеты их работ могут показаться наивными, где-то банальными, но ценен каждый кадр — ведь в них вечные смыслы, общие проблемы, мировые ценности глазами детей и подростков — может быть мы перестали говорить с детьми о важном и нужном, а они нам лишь напоминают об этом посредством картинки? Целостность картины и эмоции от ее просмотра будут оценивать трое сахалинских счастливчиков, выбранных в состав зрительского жюри.

    Конкурсная программа состоит из 4 блоков (цифра четыре на этом фестивале какая-то заколдованная, все по 4), а именно: игровая программа, документальная программа, программа видеоарта и музыкального видео (привет юному Юрию Грымову!) и анимационная программа (многие фильмы были сделаны при поддержке Сахалин Энерджи и обращены к исчезающим видам животных). Не каждый взрослый смог осилить по 2−2,5 часа каждого блока (только документальный длился 90 минут), зато дети от мала до велика смотрели на экран с широко раскрытыми глазами — каждый блок удачно разделен по тематике — немного игрового кино, немного анимации, немного музыки в блоке.

    Все фильмы конкурса достойны отдельного очерка, но на обсуждении после просмотра второго конкурсного блока наиболее выделялся зрителями и руководителями мастерских «В побеге от ядерного взрыва» (режиссер Арслан Манасян), напомнивший «Я тоже хочу» Алексея Балабанова и «На самом деле все иначе» (режиссер Марина Малыш) за жесткий, по мнению автора, «открытый финал». «Пандора» (режиссер Анастасия Копачёва) заинтересовала многих подростков не только историей дружбы и доверия, а также визуальными эффектами, но и историей создания фильма. Так, съемки проходили в заброшенном здании во время каникул в Греции, а подобные локации, по местным законам, запрещены. Участники съемочного процесса были замечены одним из полицейских нарядов, в связи с чем завершение фильма пришлось максимально ускорить во избежание проблем. Но подростки же любят все максимально опасное?

    «Я танцую сам с собой» (режиссер Милана Липатова) вызвал дискуссию касательно сложности съемок (в кадре один актер изображает двух персонажей), нежели оправданностью порчи взаимоотношений с девушкой, которая тебе нравится, в погоне за удачным кадром для персональной выставки. Тонкий «Перерыв на обед» с гамбургером в главной роли и «Дед» о вовлеченности старшего поколения в современные изменения мира заставили еще раз задуматься о необходимости преломить хлеб с ближним и позвонить родителям. Зрители также отметили «Слишком странный сон», коллективную работу, кинолаборатории для подростков «Край Света. Восток» — на мой взгляд, эта история вполне могла бы стать достойным видеорядом для клипа многих известных исполнителей популярной музыки.

    Единственный фильм, который вызвал неодобрение старшей аудитории, это клип «Зонты и сигареты» — все-таки фестиваль, созданный подростками для подростков, а сигареты, как известно, продают лишь с 21 года. Да и так ли они нужны для художественной части и передачи замысла фильма?

    Внеконкурсная программа фестиваля состоит из четырех разделов: «Диалог поколений», «Путь к мечте», «Стать ближе» и «Субкультуры».

    Программа «Путь к мечте» стартовала с показа фильма «Хороший мальчик» о влюбленности в учительницу (или наоборот?), отмеченным на Кинотавре, и продолжился «Тренером» Данилы Козловского. По мнению оргкомитета, эти фильмы, основанные на реальных событиях, в которых герои и героини, ставят перед собой амбициозные цели и достигают их, научат подростков проходить через трудности и преодолевать любые препятствия.

    В программу «Диалог поколений» вошли шесть фильмов. Что интересно, три из них выбрало «детское» жюри, и три фильма старшее поколение оргкомитета фестиваля. «Джуно», «Там, где живут чудовища» и «Мальчик с велосипедом» — это фильмы, которые дети рекомендуют к просмотру своим родителям, поскольку в этих картинах, по их мнению, лучше всего показан сложный мир современного подростка. Взрослые оказались более сентиментальны, и выбрали советскую классику: «Я шагаю по Москве», «Доживем до понедельника» и «Вам и не снилось».

    Фильмы программы «Субкультуры» — «Мистер Айдол» об изнанке мира k-pop — популярных корейских бойз-бендов, и документальный фильм «Вселенная косплея» повествует о взрыве популярности во всем мире такого явления, как косплей («игра в переодевание») и исследует природу необычной формы самовыражения и того, что она становится все популярнее. На волне популярности аниме фестивалей в Южно-Сахалинске — смотреть однозначно, дабы не спорить потом с ребенком по поводу необходимости именно такого фасована одежды и совместимости школы и розового хаера.

    В рамках программы «Стать ближе» сахалинцы еще раз смогли увидеть гран-при кинофестиваля «Край света» 2013 года — картина «Запечатлеть отца» тогда вызвала одобрение островных кинолюбителей, и в этот раз благосклонна принята зрителями. Все просто: по сюжету Сава — мать двух девушек-тинейджеров с непростым характером. Она отправляет дочерей в поездку и дает им задание сфотографировать умирающего от рака отца, которого девочки едва ли помнят, потому как родители развелись давно, и у отца уже появилась другая семья. Момент истины — смогут ли дети принять отца в такой непростой период их жизни или идиллия все же не наступит?

    Вторым напоминанием о тесноте контактов островного региона стал корейский фильм «Кокту. История ангелов-хранителей» — писать письма давно умершей бабушке — утопия или истоки модной психотерапии? Третьим фильмом программы представлены «Детские истории», рассказывающие о жизни детей в индийской Калькутте и казахской деревне. Сахалинцы уже привыкли смотреть на страдания детей в отдаленных деревнях, как-никак девять лет на «Краю света» воспитали терпимость, но западные коллеги отметили фильм, и его режиссер Зигфрид был удостоен специальным призом фестиваля «Край света. Запад», который в этом году впервые прошел в Калининграде.

    Продолжением фестивальной традиции стал (это я о фестивале телевизионных фильмов сейчас говорю) сериал (кстати, единственный в конкурсном списке) стал «ШиZгород» Эдуарда Нафигова (шикарный псевдоним был бы, если бы не оригинальная фамилия автора). Пародия на фэнтези, трэш-комедия и другие описания этого фильма вполне подходят его сюжету и стилистике, однако, это не снижает популярность первого сезона на Youtube и рейтинг ожидания второго сезона среди зрителей.

    На традиционных обсуждениях юные звезды совершенно не понимали из-за чего «сыр-бор»: для них рисовать фильм две недели или самому создать музыку к фильму, занимаясь на фортепьяно — плевое дело! Хотя подростки все же выдавали периодически «а я еще и танцевать могу, но это уже в моем следующем фильме». Пусть говорят, сегодня им можно все, здесь и сейчас их минута славы.

    Сегодня завершающий день фестиваля, подростки полноценно искупаются в лучах славы и получат обещанные награды. Мнение сахалинцев касательно фестиваля разделились — одни поддерживают и просят развивать традицию дальше, другие вопрошают, зачем столько денег потратили, лучше бы «больным детям помогли». Возникает вопрос: а здоровым детям помогать не нужно? Если правительство ударилось в развитие только спорта, а ваш ребенок не выказывает задатков чемпиона, ему теперь куда податься? Или он изрисовывает альбомы, но не видит будущего в художественной школе? Подобные мероприятия помогают коммуницировать поколениям, строить что-то вместе, расти и развиваться. Быть может, завтра один из этих талантливейших подростков станет выпускником МХАТ или ВГИК, а может и перескочит все это и получит золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля или станет открытием Санденс? Как говорится, who knows?

    Автор текста: Ольга Бойцова.

    ИА «Citysakh.ru»

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 2129

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто