Все новости

    Кого мы можем назвать своим Отцом? Театральная рецензия Citysakh.ru

    Когда ты что-то отдаёшь, то это остаётся с тобой,

    а когда оставляешь себе — оно потеряно навсегда.

    Господин Ибрагим

    В рамках фестиваля «Сахалинская рампа» Академический молодежный театр из Ростова-на-Дону представил на сцене Сахалинского театра кукол спектакль о вечном, под скромным названием «Господин Ибрагим», по произведению живого классика Эрика Эммануэля Шмитта. Режиссером спектакля стал уже известный сахалинцам Михаил Заец — в 2017 году он ставил «Дамский портной» на закрытии 87 театрального сезона. В интервью Михаил рассказал, что спектакль так популярен в родном городе, что одна из посетительниц театра приходила на него 36 раз. Не знаю, мог бы стать спектакль таким популярным у нас, но следующий театральный сезон покажет, может и наши режиссеры возьмут эту пронзительную историю в свой репертуар.

    «В одиннадцать лет я разбил свою свинью и отправился к проституткам…», — со столь шокирующей фразы начинается трогательное, но забавное путешествие еврейского мальчика Моисея с Голубой улицы Парижа из детства в мир взрослых. И выше озвученный поступок главного героя объясняет многое.

    Дело в том, что Моисей в этой жизни совершенно одинок — мать оставила семью много лет назад, а отец, отставной адвокат, полностью погружён в свой внутренний мир страданий, абсолютно не замечая активного, живого сына рядом с собой. И в поисках любви и ласки еще совсем ребенок Момо, как его ласково называет сосед из бакалейной лавки, отправляется на «Райскую улицу», чтобы потратить все средства из своей копилки на услуги жрицы любви.

    Так Моисей взрослеет, как умеет, — шатаясь среди представительниц древнейшей профессии, все время сравнивая себя со старшим братом «малышом Полем» или воруя продукты в лавке загадочного араба. Момо настоящий — непосредственный, растерянный, ищущий, одинокий и по-детски неунывающий. Он весело бежит по жизни в поисках счастья, крутя своими неутомимыми ногами земной шар. Но как бы ни пытался Моисей казаться взрослее, стремления его остаются детскими. Мальчик нуждается если не в родственнике, то в наставнике, который позаботится о нём. Таким человеком становится месье Ибрагим, и обучать мальчика ему придётся многому. Начинает Ибрагим — с самого просто — с улыбки. И даже к этой идее Момо относится с подозрением:

    — Чтобы улыбаться, надо быть богатым, я имею в виду, быть счастливым, — говорит мальчик.

    — Наоборот, улыбка помогает быть счастливым, — убеждает господин Ибрагим.

    Испробовав первый урок на практике, Момо уже охотнее принимает советы Ибрагима, ведь они работают: учитель не отругал за несделанное домашнее задание, а «девочки» с Райской улицы становятся еще более сговорчивыми и без денег. Оказывается, не только брать, но отдавать, делиться теплом — не так уж и трудно!

    После самоубийства биологического отца, история дружбы лавочника и Момо перерастает в историю отца и сына — господин Ибрагим официально усыновляет мальчика («отказ мы уже получили, осталось получить разрешение!»). Моисей с готовностью называет его «папа», и новоявленные родственники отправляются в путешествие, не только физическое, но и, безусловно, духовное. На пути из Парижа в Стамбул, «к морю его жизни», как говорит суфий, их ждет множество приключений и открытий — вокруг и в самих себе.

    Тонкость религии и смысл обращения к Богу прекрасно передан в сцене, где Ибрагим и Моисей кружатся в молитве: «Момо, тебе понравилось молиться»? — спрашивает Ибрагим. На что изумлённый мальчик отвечает, что ещё немного, если бы барабаны не остановились, и кружение не закончилось, то он бы простил свою мать, внутри проживая, отпуская обиды и залечивая раны. После гибели месье Ибрагимав Стамбуле, к Момо неожиданно является давно пропавшая мать, Моисей не может выдержать встречи и представляется ей Мохаммедом. Оба понимают, кто есть кто, и поддерживают эту игру, боясь предстать друг перед другом теми, кто они на самом деле, ибо связь матери и сына давно потеряна.

    Точкой примирения становится весть, что идеального брата, «малыша Поля», вовсе не существовало, его придумал отец, чтобы залечить свои обиды на жену, вышедшую за него замуж, чтобы только сбежать от родителей, и влюбившуюся в другого мужчину. От того старый адвокат выгнал ее и оставил Моисея себе на воспитание. В этот момент Моисей-Мохаммед прощает мать, и даже посещает их с мужем профессорский дом, в котором говорят на английском и испанском. И, однажды, Моисей приходит на смену лавочнику Голубой улицы, где араб — это не национальность, а открытая «с 8 утра и до полуночи» бакалея. Он называет себя «Момо», и только зрителю решать — кто скрывается за этим именем.

    История разворачивается в довольно скудных декорациях — зрители видят весь мир Момо исключительно как раскладывающийся табор — шатер кочующего народа: с одной стороны, скромный дом, набитый книгами, где отец-адвокат складывает все сбережения до монеты и заявляет, что деньги нужно беречь, а не тратить; с другой, забитая снедью лавка господина Ибрагима, прощающего маленькому Момо кражу консервов. Даже путешествия в Нормандию и Стамбул не уходят дальше двух барных табуреток. Но нужны ли объемные декорации, когда есть глубокая мысль?..

    На сцене сплошь заслуженные артисты РФ (Евгений Овчинников, Николай Ханжаров, Александр Семикопенко, Юрий Филатов, Валерия Искворина) и от них невозможно оторвать взгляд, настолько органичны в своих образах. Второстепенные персонажи отсутствуют, всё внимание сосредоточено на глубоких диалогах и мастерской игре актёров. Красота танца актеров, волшебство музыки и света, сплетающихся в финале, вызывает восторг и даже слезы на глазах зрителей.

    «По-французски изящная, по-восточному мудрая, но вместе с тем остроумная, трогательная и искренняя история», — говорится о спектакле в предисловии, и с этим нельзя не согласиться. Эта история славится по всему миру уже много лет, и потому настолько актуальна во времена глобализации, где разные культуры в отдельных моментах становятся всё обособленнее друг от друга, а в каких-то неотвратимо переплетаются между собой.

    Всё самое интересное о мире театра читай в #обзорАфиши.

    Автор текста: Ольга Бойцова.

    Фотографии предоставлены Чехов-центром

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 1930

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто