Все новости

    Больше бензина на Дальнем Востоке не будет

    Налоговый маневр или китайские заводы — почему на самом деле «Роснефть» отказалась от реализации проекта Восточной нефтехимической компании в Приморье и что потеряет регион, сообщает DEITA.ru

    14 мая стало известно о том, что Роснефть сворачивает проект по строительству нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса ВНХК на Дальнем Востоке. Причина, которую озвучили официально, в том, что компании будет невыгодно работать по выбранному направлению из-за налогового маневра и ручного управления ценами на бензин. После провала самого амбициозного проекта друга Путина самое время вспомнить, как все начиналось, и рассмотреть альтернативные версии закрытия проекта.

    Планы у Роснефти на это предприятие были действительно наполеоновскими. Впервые общественность узнала о них в 2009 году. Изначально ВНХК был рассчитан преимущественно на производство нефтепродуктов. Первая очередь должна была перерабатывать 12 млн тонн нефти в год. Производство планировалось запустить в 2020 году. Вторая очередь — перерабатывать 3,4 млн тонн нефтехимической продукции. А с конца 2028 года в строй планировали ввести третью очередь — это еще плюс 12 млн тонн нефти и 3,4 млн тонн нефтехимии.

    Размер инвестиций в проект оценивался Сечиным в 1,5 трлн рублей (в 2016-м году).

    Нефтехимический комплекс должен был стать центром формирующегося нефтехимического кластера ДФО. Глава Роснефти оценивал шансы еще не построенного ВНХК на экспорт нефтепродуктов и нефтехимической продукции в Азиатско-Тихоокеанский регион в объемах, произведенных сверх спроса российского Дальнего Востока. Кроме того, руководитель корпорации также обещал, что после окончания строительства всех трех очередей проект ВНХК сможет полностью обеспечить спрос на бензин на Дальнем Востоке в долгосрочной перспективе.

    Однако строительство проекта все никак не начиналось, и вот почему. Вскоре после громких заявлений выяснилось, что для возведения объекта у самой Роснефти нет природного газа, который должен был обеспечивать комплекс. Вопрос пытались закрыть через Газпром, но и они отказывали в помощи. В борьбу двух монстров от газа и нефти пытались вовлечь Путина, но он ограничился только дачей рекомендаций Газпрому.

    Компании пришли к консенсусу только в 2017 году. Газпром согласился давать газ на проект Роснефти на Дальнем Востоке. Только с одним условием: Роснефть продаст им свой газ с Сахалина-1.

    Таким образом, ради строительства на Дальнем Востоке нефтехимического комплекса Роснефть, по сути, пожертвовала своим СПГ-заводом, писал РБК в 2017 году.

    Но после череды переноса дат строительства (с 2020-го сроки сдвинули аж до 2026 года), подписания контрактов с зарубежными партнерами и громких заявлений Роснефть в итоге отказалась от проекта.

    Стоит отметить, что международная деятельность Роснефти на дальневосточном направлении не отличалась прорывными успехами — в 2009 году компания намеривалась заключить соглашение о строительстве НПЗ мощностью 15 млн тонн в Тяньцзине совместно с китайской CNPC, однако проект не был реализован.

    Официальная причина отказал от намеченных планов — налоговый маневр в отрасли и ручное управление ценами на бензин, сообщила компания. Однако эксперты агентства отмечают, что конкурентная среда, в которой пришлось бы функционировать потенциальному ВНХК, изначально была достаточно жесткой. По имеющейся у DEITA.RU информации, Китай активно модернизирует три НПЗ на северо-востоке Китая — в Ляояне, Даляне и Цзилине. Все три НПЗ — собственность CNPC, с которой Роснефть имеет соглашение о поставках сырья. Российской компании необходимо дополнительно поставлять в Китай более 800 тыс. тонн нефти ежемесячно, таким образом, появляется еще один гвоздь в крышку гроба приморского завода — его просто нечем было бы загружать.

    Стоит отметить, что такое решение Роснефти бьет и по имиджу Минвостокразвития, которое до последнего презентовало ТОР «Нефтехимический» (на базе ВНХК), как один из прорывных проектов в регионе, в результате эти заявления остались не более чем словами.

    К сожалению, этот амбициозный проект, обещавший Дальнему Востоку и Приморью в частности успех и благополучие, — не единственный провал за последние годы.

    Пожалуй, самым громким стал отказ от реализации на острове Русский во Владивостоке высокотехнологичного кластера. Анонс прошел еще в бытность Миклушевского, в 2013 году. Из федерального бюджета обещали выделить около 6 миллиардов рублей. За эти деньги на острове должны были появиться производства двигателей и других автокомпонентов, а также рекреативные зоны. Про кластеры, как водится, все забыли, не состоялась на Русском и обещанная ТОР. Восемь инвесторов, в том числе инженерный центр Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, проектный центр по поставкам электроэнергии в страны АТР, новые гостиничные и туристические комплексы так и не появились на острове.

    Не смог победить невезение Приморья и сам Абрамович. Компания Аркадия Абрамовича «Гринхаус» отказалась от проекта создания в Приморском крае тепличного предприятия. А планы были грандиозными: огромная площадь самих теплиц в 300 га, а еще 50 га планировалось отдать под технические службы и рассадный участок. Основными культурами должны были стать помидоры, огурцы и сладкий перец. Но тоже — не вышло.

    Еще одно пустое обещание — иностранные инвестиции, которые ежегодно обещают приморцам с полей ВЭФ. Чего там только не было: и многоуровневые парковки, и легкое метро, и даже парк аттракционов — но ни того, ни другого, ни третьего пока в Приморье не случилось.


    Автор: Елена Миронова

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 16291

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто