Все новости

    "Мне не стало хватать его только сейчас" - перформанс вне времени. Театральная рецензия Citysakh.ru

    Перформанс «Песни Высоцкого о войне», с одноименным названием одной из песен Владимира Высоцкого «Мне не стало хватать его только сейчас…» представили в Чехов- центре 10 мая.

    В маленьком зале драматического театра аншлаг. Послушать военные песни пришли люди абсолютно разных возрастов, от подростков до пенсионеров. Больше, конечно, в зале было детей ветеранов войны, что вкупе с маленьким залом, чёрными давящими стенами и разве что единственным белым пятном — скатертью, производит надвигающееся впечатление чего-то маленького, уютного, семейного, но в то же время чего-то очень сильного и значимого.
    Действия на сцене разворачиваются в небольшой квартире, пожилая женщина- единственная актриса на сцене. Она сервирует стол на двоих и садится за него в одиночестве, рядом с ней стоит стул, на котором увешанный медалями и орденами, висит китель.

    Женщина бережно стряхивает с кителя пылинки и украдкой прислоняется к нему головой. Китель олицетворяет главу дома, который ушёл из жизни, но все ещё жив в сердце своей жены. Уже на этом моменте на моих глазах стали наворачиваться слёзы, зал оказался крепче меня, вокруг все стойко смотрели на сцену.

    Мои накатывающиеся слезы сбивает шум, гам и смех — в импровизированный дом приходят дети, внуки, зятья и невестки бабушки. Мужчины несут столы, женщины хвастаются сережками и застилают столы скатертями, ставится посуда, главный зять разливает напиток по рюмкам. Дом оживает, что привносит настроение, ведь и в моей семье принято собираться за большим семейным столом, что происходит и здесь, и не может не радовать.

    Начинается застолье, однако, не смотря на большое скопление народа, сидящим за столом нечего друг другу сказать. Наступает неловкая пауза, которая словно ластик снимает улыбку с лица. Паузу прерывает внук, который берет гитару деда и начинает петь песню.

    Режиссёр постановщик Александр Агеев объясняет формат семейного застолья тем, что это знакомо всем. В каждой семье есть праздники, на которые дети приезжают к родителям, собираются за одним столом, чтобы побыть вместе и отвлечься от рутины.

    Здесь застолье происходит по поводу 9 Мая. Праздника, затронувшего эту семью непосредственно. Дед — Алексей, чей китель висит во главе стола, был фронтовиком. Об этом мы узнаем по ходу спектакля. Все в этой семье помнят деда как массовика-затейника подобных застолий. Первый тост, первую песню, первые истории за столом всегда звучали от него, а теперь, через неловкие паузы и молчания, его дети стараются не прерывать семейную традицию — праздновать победу.

    За столом вспоминают фронтовые истории, любимые песни и читают письма Алексея с фронта, отправленные жене Лиде и родителям. Грустные истории и письма о смерти товарищей, сопровождаются песнями, вышибающими слезу. Каждую паузу и каждое молчание актеры передают как переживание, всем грустно праздновать первый День Победы без главы семейства, но они просто не могут оставить бабушку в одиночестве, а этот день без внимания.

    Зал весь час шмыгает носом, люди постарше вытирают слезы, которые текут из-под очков. Грустные песни сменяются веселыми историями: «а помнишь, дед рассказывал?», «ну, я, конечно, как дед не расскажу, но попробую…» и сопровождаются весёлыми песнями. Некоторые из которых отыгрываются актерами по ролям и не могут не вызывать улыбку от ощущения того, что в этой семье грустно без деда, но никто не убивается, жизнь продолжается, а значит надо помнить главу семьи таким, каким он был — веселым, бесстрашным, оптимистичным.

    После спектакля у меня осталось несколько вопросов, один из которых имеет больше художественный смысл. В постановке четко сформулировано, что Алексей писал письма Лидии, но бабушка на сцене выглядит явно моложе отмеренных 93−95 лет. Этот вопрос режиссёр аргументирует отсутствием временных рамок. Это могло случиться 30 лет назад, а может случиться сейчас или позже, здесь перформанс больше строится на самой ситуации, в которой оказываются герои. И действительно. Если разобраться, перформанс — это художественное произведение, а как известно — художественное произведение может содержать вымысел, детали, которые могут не совпадать с действительностью и нести за собой лишь смысловую нагрузку.

    В целом, перформанс не оставил равнодушным никого. Одних трогали душевные песни, слажено, по-семейному спетые с подпевками и запевами. Другие прониклись самим фактом семейного застолья без главы семьи и переживаниями героев. Я отношусь ко второй группе неравнодушных. Песни — сильные, душевные, крепкие, а вот люди — нет. Такой жизненный этап случается с каждым. Терять близких родственников, а тем более того, от кого непосредственно зависела судьба этой, да и любой другой семьи. Хочется лишь сказать спасибо всем таким ветеранам за чистое небо над головой.

    Слезы наворачивались там, наворачиваются и тыкая по клавишам сейчас, спустя 2 часа после спектакля. Мурашки никуда не ушли, а значит, что такие постановки точно имеют право на жизнь.

    Автор: Полина Белова

    ИА «Citysakh.ru»

    Фотографии предоставлены Чехов-центром

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 5213

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто