Все новости

    Каторга вместо республики свободы

    150 лет сахалинской каторге.

    18 апреля 1869 года Александр II утвердил «Положение Комитета об устройстве каторжных работ», которым Сахалин официально определился как место каторги и ссылки. Царское правительство решило, что это весьма разумное решение, ведь остров отделен от материковой части, что затрудняло побег. Кроме того, нужно было закрепить российское присутствие на острове из-за обострения отношений между российскими и японскими властями по территориальному вопросу. А еще в то время на острове добывалась значительное количество угля столь необходимого для военного и торгового флота и портов Владивосток и Николаевск.

    Сначала арестантов доставляли этапами из Сибири пешком. Такое «путешествие» в кандалах по плохим дорогам занимало полтора — два года!!! Поэтому их стали направлять морем из Одессы через Индийский и Тихий океан. В нижней части тесных трюмов люди страдали от качки и морской болезни, жары и тепловых ударов. Некоторые из них умирали, не добравшись до Сахалина.

    Через сахалинскую каторгу прошло по разным данным порядка от 25 до 30 тыс человек разных национальностей, вероисповеданий из многих частей российской империи.

    Каторжане были заняты на строительных, ремонтных и хозяйственных работах. Самым тяжелым считалось плотницкое дело, так как нужно было сначала доставить бревна с лесосеки, которые они как бурлаки тащили от 5 до 15 верст. Особенно нелегко было зимой, когда люди по пути обмораживали руки и ноги, а иной раз и совсем замерзали.

    Уголь добывали в узких и низких забоях. Чехов в книге «Остров Сахалин» описывал как на одной из шахт приходилось ползком или согнувшись пробираться вверх более 300 м. с санками весом 16 с лишним кг., наполнять их углем и спускаться до вагонеток. И так не меньше 13 раз в день! Таков был урок или на сегодняшнем языке норма.

    Показательна «Онорская» история. В 1892 году было решено провести колесную дорогу из Тымовского округа на Южный Сахалин через тайгу и болота. За день каждая артель из 20 человек должна была вырубить деревья, выкорчевывать пни, очистить полотно дороги и прорыть боковые канавы на протяжении 150 сажень (более 300 м.) в длину и 2,5 сажени (5 м.) в ширину. Из-за тяжелых условий работ, урезания пайка, истязаний и убийств надзирателями в короткое время погибла и бежала большая часть из полутысячи каторжан работавших на строительстве. Руководил ими надзиратель из бывших заключенных по фамилии Ханов.

    Жили каторжане в ужасных условиях, месяцами не мылись и не меняли одежду, спасли на нарах. Тюрьмы утопали в грязи, дышать нечем было из-за различных нечистот. Были и такие сидельцы, которые ни днем, ни ночью не расставались с тачками, к которым были прикованы. Это наказание приравнивалось к смертной казни.

    Даже после освобождения они не могли покинуть Сахалин, и были вынуждены жить впроголодь.

    Как писала историк М. Н.Ищенко в книге «Русские старожилы Сахалина» остров с его каторжным режимом и подавлением прав личности стал символом всеобщей российской несвободы и угнетения. Парадокс в том, что декабристы хотели устроить на основе учения Руссо идеальное государство на Сахалине. С этой целью было создали общество «Чока». Так по ошибке Лаперуз назвал Сахалин. Встретившись с айнами в районе современного села Пензенское Томаринского района в ходе своей экспедиции 1786 году, он принял айнское слово «чокай» за название острова. На самом деле оно согласно «Айнско-русскому словарю» М. М. Добротворского на восточно-сахалинском диалекте айнского языка означает местоимение 1-го лица, единственного числа, т. е. попросту «Я». Отечественная война 1812 года прервала жизнь тайного общества «Чока». Пушкин, друживший с декабристами, воплотил их мечту о государстве справедливой демократии на Сахалине в «Сказке о царе Салтане». Но Сахалин не стал площадкой для социальных экспериментов. Хотя еще не известно, что могло из этого получиться.

    Один человек написал в соцсетях, что 150 лет сахалинской каторги не повод для юбилеев. Мы не собираемся призывать к тому, что эту дату нужно отмечать, как всенародный праздник, но это значимый повод для того, чтобы вспомнить важную часть истории нашего острова.

    Знакомый коренной сахалинец предпенсионного возраста признался, что только недавно впервые побывал в музее книги А. П. Чехова «Остров Сахалин», где посмотрел экспозицию и прослушал лекцию о каторге и даже спустя месяц находится под большим впечатлением от увиденного и услышанного. Думаю, никто не будет спорить с тем, что необходимо знать историю родного края. Поэтому в музее уже несколько лет занимаются проектом «Листая страницы памяти». За это время было проведено 6 экспедиций в основном на север острова, чтобы зафиксировать на фото и видео следы уходящей истории, собрать предметы для фондов музея, записать несколько десятков интервью у потомков каторжан.

    Некоторые из них сами занимаются исследовательской деятельностью. Например, Евгений Николаевич Дербенев издал брошюру о своем роде, который появился на Сахалине — более 140 лет. Такую же работу проделала и Нина Николаевна Коваленко.

    Интересно, как спустя поколения проявляются «каторжанские гены». Прадед одного из собеседников сотрудников музея был осужден в 1879 году на 9 лет каторги за подделку монет, а его потомок стал нумизматом. А прабабка этого же человека по семейному преданию попала на Сахалин одним этапом с Сонькой Золотой ручкой.

    Кто-то был осужден на каторгу за политические преступления, как например, народоволец Иван Ювачев, отец поэта Даниила Хармса; и Бронислав Пилсудский, польский революционный деятель, брат главы Польши Юзефа Пилсудского. Бронислав благодаря исследованиям на Сахалине стал известным ученым — этнографом. Сейчас существует исторический институт его имени.

    Другие оказывались на каторге за уголовные правонарушения. Одна женщина из ревности подожгла усадьбу помещицы, другая отрубила помещику голову. Были также случайные убийства и другие преступления. Случалось, что сюда попадали и невинные люди. По свидетельству участницы проекта ее предка сослали за несовершенное убийство на Сахалин, а потом на остров попал для отбывания наказания настоящий душегуб, который просил прощения и заботился об их семье.

    Среди интересных историй этого периода, собранных в рамках проекта, информация о горшке по разным данным с золотыми или серебряными монетами, найденном в с. Михайловка (Александровск — Сахалинский район). Клад, по словам местных жителей, весил 19,5 кг. Другие монеты нашли обувном каблуке — практически мобильный банк.

    Собранные рассказы нужно подтверждать документами. Поэтому недавно сотрудники музея побывали во Владивостоке, где работали в российском государственном архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ). Там находится большая часть материалов по сахалинской каторге. Им удалось найти много интересных материалов, которые будут использованы в работе.

    В 2017 году фильм «Каторга. Послесловие», подготовленный в ходе проекта «Листая страницы памяти» вошел во внеконкурсную программу кинофестиваля «Край света». Сейчас идет работа над музейным альманахом с результатами исследований. Если у вас есть интересные истории или раритетные предметы, связанные с этой темой вас ждут в музее книги А. П.Чехова «Остров Сахалин».

    Тема каторги мрачна и в то же время дает заряд оптимизма, потому что даже пессимист не возразит, что с тех пор наш остров стал жить намного лучше. Сегодня Сахалин известен во всем мире, как передовой регион России.

    Фото предоставлены фондом музея книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»

    Автор текста: Даниил Панкстьянов

    ИА «Citysakh.ru»

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 2958

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто