Все новости

    Четверть века в театре. Интервью с художником-гримером Чехов-центра Тамилой Смык

    Интервью ко Дню работника культуры в год театра с художником-гримером Чехов-Центра Тамилой Смык

    Люди этой профессии настоящие волшебники. Они могут вернуть молодость или наоборот ввергнуть в старость, до неузнаваемости изменить любого человека. Это настоящая магия, основанная на многолетней практике.

    В этом году исполнится четверть века, как Тамила Смык работает в гримерном цеху театра, куда, по ее выражению, «пришла девчонкой с улицы». Для нее лицо артиста — это полотно художника, которое должно отвечать общему замыслу авторов театральной постановки.

    Мое появление в театре было немного странным. В 90-ые годы было сложно с работой и деньгами. Моей сестре, профессиональному кондитеру, на бирже труда дали направление в Чехов-центр. На должность гримера-постижера (постиж — изделие из искусственных или настоящих волос). Ей отказали, так как у нее не было такого опыта. Но в разговоре с Ириной Иосифовной Тагиль, которая в то время руководила нашим цехом, сестра упомянула про то, что я, не имея парикмахерской специальности, хорошо стригла и делала свадебные прически. Так меня пригласили в театр,

    -рассказывает Тамила Дмитриевна.

    Сначала я расценивала театр, как эксперимент и думала, что он такое же место работы, как и все прочие. На самом деле здесь нельзя просто отбывать время ради материальных благ, театром нужно жить. Стаж одной моей коллеги Светланы Тадасиевны Бухановской уже 30 лет. Одно время она уезжала в Магаданский театр, а потом вернулась обратно.

    Театр — это семья, где бывают и споры. Причины часто в том, что представления художника, режиссера и актера об образе героя не совпадают. Гримерам приходится выступать в роли посредника между ними, находить идеальный образ, который понравится всем, включая зрителя.

    — Гримерный цех это производство красоты?

    — Не всегда. Например, у нас есть очень симпатичный, обаятельный актер Виктор Крахмалев, который многим импонирует. В спектакле «Хапун» от красоты мы не оставляем и следа. В гриме он не узнаваем. В конце спектакля Виктор снимает все, что мы на него тщательно приклеивали и одевали, чтобы зрители понимали — кто это. На создание этого образа ушел месяц. Бывает, что актер настолько точно попадает в своего персонажа, что нам остается лишь его припудрить.

    — В чем отличия работы гримера в кино и театре?

    — В кино можно остановить камеру и поправить грим. В театре нельзя остановить действие. Грим не должен подвести в ходе спектакля, длящегося в среднем 2,5 — 3 часа. Сложный грим делается от 6 до 9 часов! Поэтому, очень трудно уложиться в напряженный график актера с его репетициями. Обычно, артисты приходят на вечерний спектакль за два часа до начала. Им необходимо войти в образ, повторить текст, распеться, одеться и т. д. Порой на грим остается всего лишь час. Приходится успевать! Поэтому делаем такой грим, чтобы можно было его снять и быстро наклеить, для экономии времени. Сложность еще и в том, что нужно делать каждый раз абсолютно такой же грим, какой был создан, и утвержден изначально. Для этого делаем фотографии и сверяемся по ним. В кино же грим всегда новый, он латексный, а из латекса можно вылепить любую часть тела.

    Некоторые считают, что грим используют только женщины. Ничего подобного. Зрительный зал Чехов-центра рассчитан на 600 человек. Лицо любого актера должно быть ярким и выразительным, чтобы его мимику хорошо было видно даже с задних рядов. Есть классический мужской и классический женский макияж, который включает обязательную подводку глаз, губ и выделение каких-то деталей лица. Кстати, самый сложный грим тот, что не заметен, и чаще всего это мужской грим.

    Женские прически занимают много времени — 1,5 -2 часа. Они делаются вручную, без использования шиньонов. Мы шутим, что некоторые спектакли идут меньше, чем мы гримируем. Всем кажется, что мы рисуем грим, одеваем парики, а на самом деле достаточно ручной, кропотливой работы, не заметной на первый взгляд. Поэтому, в нашем отделе или, как раньше говорили, в цеху трудится 5 человек.

    — Сколько нужно учиться, чтобы быть уверенным в своем мастерстве?

    — Процесс овладение профессией очень долог. При этом ни у кого из моих коллег нет самоуверенности. Никто не скажет, что способен сделать все что угодно. Бывает, начинает казаться, что все знаешь, но когда художник и режиссер ставят новую задачу, все начинается сначала: сомнения, поиски решения. Используем мозговой штурм, совместно думаем как из чего создадим образ. Многому научилась у Светланы Тадасиевны Бухановской, которую уже упоминала.

    — Вы никогда не хотели бросить театр?

    — В 90-ые годы, когда вместо зарплаты с нами расплачивались продуктами, подрабатывала продавцом и получала живые деньги. Думала: поработаю немного в театре и вернусь в торговлю, но не могла бросить любимый цех. Многие уходили, но потом вновь возвращались.

    Сейчас у нас все в порядке с финансированием. Нам не отказывают с закупками хорошего грима. Порой, таким приобретениям для театра радуемся больше, чем покупкам себе платьев и туфель.

    -Что для вас театр?

    — Место, где расстраиваешься, злишься на нехватку времени, постоянная суета. Иной раз засыпаешь от усталости на диванчике, прямо в мастерской. После премьеры выдыхаешь на краткий момент и вновь окунаешься в новую работу, полную волнений и поисков. Сложно, но интересно. Монотонная жизнь не для нас.

    У представителей нашей профессии своеобразный, разрывной график. Помимо спектаклей работаем на репетициях утром с 9 до 14 и вечером с 18 до 21 часов. Всегда отдыхаем летом, в театральное межсезонье, что очень удобно. В семье привыкли, что на семейных праздниках мы отсутствуем. После Нового года 2 января уже на работе.

    — Вы, помимо своей основной деятельности, выполняете функции экскурсовода?

    — Уже 10 лет я провожу экскурсии по закулисью театра для взрослых и детей. Руководство Чехов — центра считает, что воспитание зрителя нужно начинать с раннего возраста, чтобы они понимали, что такое театр и как себя нужно здесь вести. Многие из них не понимают, что это не кино, где можно есть попкорн.

    ****

    День культуры Тамила Смык встретит как всегда — по ту сторону кулис, делая прически актрисам для спектакля. Но аплодисменты она и другие работники театра, невидимые зрителю, по праву разделят с теми, кто выходит на сцену. С праздником! Спасибо за искусство, которое вы нам дарите!


    Автор текста: Даниил Панкстьянов

    ИА «Citysakh.ru»

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 8053

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто