Сахалинской области, больше двух месяцев остававшейся без руководителя региона, 10 декабря был представлен новый врио губернатора Валерий Лимаренко, до своего назначения возглавлявший группу компаний АСЭ (инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом») и имеющий многолетний опыт государственной службы в правительстве Нижегородской области.
В 2015 году Сахалин оказался в центре внимания всей страны в связи с задержанием главы региона Александра Хорошавина. По версии следствия, в должности губернатора он при участии членов созданной им организованной группы в 2014 году получил более 10 крупных взяток за содействие в подготовке и ведению избирательных кампаний на выборах депутатов городской думы Южно-Сахалинска пятого созыва. После его громкой отставки в связи с утратой доверия область возглавил Олег Кожемяко, за которым закрепилась репутация эффективного антикризисного менеджера. Но после его назначения в конце сентября на пост врио губернатора Приморского края область оставалась без руководителя более 70 дней, и 29 ноября депутаты Сахалина приняли обращение к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой скорейшего принятия решения о назначении врио. Без руководителя острова столкнулись с невозможностью принять бюджет на 2019 год и реализовать стоящие перед областью задачи. 7 декабря стало известно о том, что Путин назначил Лимаренко временно исполняющим обязанности губернатора Сахалинской области.
О том, как полученный в «Росатоме» опыт работы в экстремальных условиях помогает на государственной службе, на что необходимо обратить внимание при выстраивании отношений с Японией и о возможности осуществления программы реновации в Южно-Сахалинске Валерий Лимаренко рассказал в интервью ТАСС.
Валерий Игоревич, как дался переезд в Южно-Сахалинск и как отреагировала семья?
Перелет из центра России на Сахалин, учитывая мой предыдущий опыт работы, — это не испытание и не экстремальная ситуация. Для меня такая неожиданная необходимость переезда не стала стрессом. Семья же… Вы знаете, сначала они растерялись, потом огорчились, но после моей первой недели вдали от них — мы не виделись со дня назначения еще — моя семья собралась вместе и решили, что главу семьи нужно поддержать. А семья у меня большая: жена, трое сыновей, две внучки, два внука, моя мама, теща с тестем. В ближайшее время планируют приехать.
Разница во времени не мешает поддерживать связь с родными? Все-таки восемь часов — вы в Южно-Сахалинске, они в Нижнем Новгороде?
Нет, я в шесть утра делаю утреннюю пробежку и в это время успеваю позвонить маме, узнать о самочувствии, поделиться с женой планами на день и узнать, как прошел ее день. Какого-то ощущения отрезанности от семьи и от «большой земли» после переезда не возникло. Напротив, стало понятно, что здесь Россия начинается. Когда над Сахалином встает солнце, мне хочется сказать тем, кто в Москве: «Дорогие друзья, все в порядке, солнце встало».
Надолго ли планируете оставаться в Сахалинской области, или уже есть карьерные планы, связанные с переездом?
Я приехал надолго. Могу сказать с точностью до года — на 17 лет. Объясню почему: будучи молодым специалистом я прибыл в Саров в Нижегородской области и прожил там 17 лет. Потом меня пригласили в правительство региона, и я прожил в Нижнем [Новгороде] 17 лет. Теперь же для меня начинается новый жизненный этап, и я уверен, что это будут те же 17 лет. Кстати говоря, через 17 лет мне будет 75 — отличный возраст для мужчины, когда еще можно и трудиться, и продолжать заниматься спортом.
Вы упомянули о решении транспортных проблем. К развитию транспортной системы вы относите реализацию таких амбициозных проектов, как Сахалинский мост? Или его строительство может привести к наплыву на остров желающих жить, как вы сказали, в «райском уголке»?
Руководитель региона не может быть против масштабных строек на территории региона, потому что они способствуют развитию территории, помогают привлечь денежные средства, новых инвесторов, появляются строители, архитекторы — создается дополнительное движение. Но очевидно, на Сахалине должна быть создана такая экономическая база, чтобы вложения в мост были эффективны. Поэтому я считаю, что сначала должны быть достаточно быстро созданы такие условия жизни, чтобы людям не хотелось куда-либо уезжать, а было желание работать здесь, а уже после нужно строить мост.
Определение Сахалина как форпоста заставляет вспомнить о якобы включении в повестку переговоров по мирному договору с Японией вопроса о передачи части Курильских островов. Действительно ли рассматривается такой вариант?
Я не слышал, чтобы руководство страны хоть раз упоминало о возможной передаче Курильских островов. Такого просто не было. Япония предлагает диалог на основе договора от 1956 года. Зачем отказываться от этого разговора?
Россия — и это постоянно подчеркивает наш президент — открыта для диалога, мы готовы общаться по любым вопросам, что и происходит сейчас. Думаю, вместо ведения жарких дискуссий лучше спокойно продолжать работать над улучшением качества жизни на Сахалине и Курилах, развитие которых — задача государственного уровня, над ее решением совместно работают федеральные и региональные власти. Нужно продолжать работать над развитием экономического сотрудничества, и при этом использовать все преимущества региона для того, чтобы, возможно, в чем-то обойти соседей.
Вы озвучили интересную мысль о строительстве уникальных объектов в Южно-Сахалинске и создании неповторимого облика города. Значит ли это, что столицу региона может в будущем ожидать масштабная программа реновации?
Мне бы действительно хотелось, чтобы Южно-Сахалинск был красивым и узнаваемым, и руководство города эту идею поддерживает. Нам нужно приглашать хороших архитекторов, вовлекать население, чтобы вместе найти решения и разработать проект развития города.
Что касается реновации, я не исключаю, что часть объектов на застроенных территориях можно снести, чтобы строить новое жилье вместе с объектами социальной инфраструктуры, а собственникам жилья предоставлять соответствующее жилье в новостройках, то есть идти по тому же пути, что и Москва. В области для этого потребуется принять ряд решений и внести изменения в законодательство.
При этом не стоит думать, что я предлагаю вообще снести город и отстроить заново — при разработке плана развития города нужно обязательно учитывать существующие объекты. Но необходимо деликатно убирать старое и некомфортное жилье, увеличивая в фонде региона долю арендного, муниципального, служебного и ипотечного жилья. На данный момент учреждения здравоохранения почти на 40% неукомплектованы кадрами, а служебное жилье поможет привлечь специалистов. — Вы утверждаете, что необходимо строить как можно больше новых объектов, но при этом стоимость стройматериалов на островах в несколько раз выше, чем на материке, что сказывается и на стоимости жилья. Есть уже понимание того, как эту проблему решить без ущерба для бюджета области, муниципалитетов и для самих сахалинцев?— Думаю, что надо создавать конкурентную среду, нужно вовлекать крупных игроков на рынок, конкурсные процедуры перестраивать таким образом, чтобы возникли ограничения для ненадежных компаний, которые иначе как «Рога и копыта» не назовешь.
С другой стороны, должна быть создана квалифицированная служба заказчика, потому что я уже почувствовал, что существуют нарекания в сфере строительства, во многом из-за низкого качества объектов, построенных в массовом порядке. Кто-то говорит, что это зависит от строителей, но я считаю, что это зависит от заказчика и только от него. Мы работаем в рыночных условиях, строителей много, и вопрос не только в отборе подрядчика, но и в требованиях, которые формируют заказчик, — они играют решающую роль. Нельзя принимать некачественную работу, нужно привлекать недобросовестного подрядчика к ответственности.— То есть, если выстроить правильную систему формирования заказа и проведения конкурсных процедур, то стоимость материалов не станет помехой для создания необходимого количества качественного жилья?— Более того, я думаю, что это приведет к значительному снижению их стоимости, а, как вы знаете, именно затраты на стройматериалы составляют до 70% общей стоимости капитального сооружения.
Вы уже говорили, что хотели бы пойти на выборы в 2019 году как самовыдвиженец. Чем обусловлена такая позиция?
Я глубоко убежден, что выборы, которые будут проходить в Сахалинской области, должны быть нацелены не на партийные интересы, а на государственные. Мне бы не хотелось, чтобы выборы превращались в конкуренцию политических партий, это должна быть конкуренция программ, идей по развитию островного края. Губернатор должен представлять всех жителей Сахалинской области, сотрудничать со всеми политическими партиями и конструктивными общественными силами. Поэтому самовыдвижение мне кажется правильным и честным шагом.