Устроители всевозможных производственных конкурсов, стараясь сделать их зрелищнее, придумывают для участников самые разнообразные испытания. У горняков классика жанра — закрыть ковшом экскаватора спичечный коробок. Кто-то скажет, баловство. Однако заставить многотонную махину выполнить такую ювелирную работу — разве не мастерство?
Экскаватор — землеройная машина и мастерство сидящего за рычагами в том, чтобы котлован выработать в размер, нормальную траншею вырыть, правильно организовать забой, чтоб нагружаемые БелАЗы (или другие самосвалы) не «садились» и колею не делали.
Экскаваторщик Солнцевского угольного разреза «Восточной горнорудной компании» Сергей Зимин может и то, и другое. В конкурсах не участвовал, но коробок закрыть пробовал. Для себя. Получилось.
Сергей родился в Углегорском районе, вырос «на земле». И мечта у него была вполне земная: работать на экскаваторе, как отец. Мальчишкой прибегал к отцу на работу и уже тогда умело справлялся с рычагами управления отцовской машины. После армии, поработав в совхозе, он в 1995 году пришел на Солнцевский разрез, чтобы сесть в кабину БелАЗа.
— Мой нынешний экскаватор с отцовским не сравнить, — говорит Сергей. — Небо и земля. У него даже кабина не отапливалась, а у нас и кондиционер есть, и кабина теплая.
Кабина — все равно, что дом родной, столько времени в ней проводится. Обживая свои «кабинеты», машинисты украшают их талисманами, брелоками. фотографиями.
— У меня в кабине денежные талисманы, — смеется Зимин.
— И как? Помогают?
— Пока да.
Машина у Зимина — достопримечательность Солнцевского разреза. Ковш объемом 23 куба. Прикинули, с чем сравнить, сошлись на «хрущевской» кухне.
— Мой первый самосвал был всего 30 тонн, — вспоминает мой собеседник.
Но не каждый выдерживал и такие «мизерные» размеры. Многих от одной поездки в кабине по-настоящему мутило. Сергей БелАЗ освоил быстро, но потом все равно пересел за рычаги экскаватора и свою нынешнюю работу считает более творческой. Чуть раньше на разрез пришел его младший брат. Теперь они — сменщики друг друга. Новичкам Зимин советует: чтобы управлять мощной махиной, надо научиться ее чувствовать.
— Словно ковш — это продолжение твоей руки, — поясняет он.
После десяти лет в профессии и двух лет управления «23-кубовым», он с уверенностью может сказать, что чувствует своего железного «напарника».
Зимой и в межсезонье природа подкидывает сложности, когда земля либо основательно промерзла, либо слякотно скользит под гусеницами. В ночные смены участок хорошо освещен, а вот в сумерки бывает неуютно. Хоть и перекидал тонны пустой породы (подсчету эти объемы не поддаются), пока что откапать что-то любопытное (мамонта там, или динозавра) не приходилось.
На провокационный вопрос: кто главнее на разрезе: экскаваторщики или белазисты, Сергей отвечает просто:
— Мы в одной связке, но от нас все же зависит чуть больше. Чем точнее и быстрее, без лишних движений, мы загрузим самосвал, тем больше ездок, выше зарплата у водителей.
В этом году Сергею Зимину, как лучшему работнику Солнцевского разреза, «Восточная горнорудная компания» подарила белоснежный Renault Logan. Зимин стал первым работником разреза, чей труд компания отметила таким подарком.
Автор текста: Агния Капустина
ИА «Citysakh.ru»