Вечером 3 декабря на сцене Чехов-Центра состоялся спектакль «Ван Гог. Письма к брату» с участием художественного руководителя Государственного театра наций, народный артист России Евгения Миронова и в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы», под управлением маэстро, народного артиста СССР — Юрия Башмета.
Ажиотаж вокруг спектакля можно было наблюдать еще в холле театра. Толпа воодушевленных зрителей: начиная от представителей Правительства и заканчивая студентами — ходила туда-сюда в ожидании начала. Персонал театра раздавал красные подушки тем, кому не досталось официального места в зале и тем, кто не успел занять стулья, приставленные сбоку от основных рядов. В общем, был полный аншлаг.
Сцена, как и вся постановка, была максимально минималистична: места для оркестра и дирижера, рамка от картины в центре, для главного исполнителя роли; сбоку слева — набор предметов, ассоциирующихся с работами великого художника; сбоку справа — стул для актера.
За основу была взята оригинальная переписка Винсента с его старшим братом — Тео. Брат содержал художника в течение 10 лет (1880−1890 гг.) — это был короткий, но яркий творческий путь художника, не признанного при жизни.
Изначально достаточно сложно «уцепиться» и заставить себя вслушиваться в очень эмоциональное и гениально обыгранное чтение писем Евгением Мироновым, в роли Ван Гога. Однако авторы постановки нашли удивительно подходящее решение: после каждого смыслового блока писем начиналась музыкальная часть, и это, действительно потрясающее действие, заслуживающее отдельного внимания.
Музыка подобрана под настроение каждого этапа жизни художника и вводит зрителя в транс, который нарастает с каждым новым чтением и переживаниями сюжета. На заднем фоне, постепенно переливаясь мазками красок, сменяются картины Ван Гога, а во время музыкальных частей вставлены автопортреты художника. На них соблюден хронологический порядок, и зритель видит постепенное изменение личности и внешности автора картин.
Всё время своего повествования актер стоит в картинной рамке, а в момент музыкальных отступлений садится на стул, причем внимание четко переключается между оркестром и Мироновым при помощи этого приема — «рамка-стул». Создают атмосферу и световые эффекты.
Актер и плакал, и смеялся. И шутил, и впадал в грусть. Зал повторял за ним, смеясь и плача. После предпоследнего аккомпанемента оркестра Евгений Миронов, обращённый лицом к музыкантам, начал аплодировать, тем самым намекая залу — похлопайте им, они играют потрясающе! Сахалинский зритель, то ли вышедший из транса, то ли не знавший, что стоит аплодировать после каждой композиции, наконец очнулся и взорвался овациями.
После окончания постановки зал еще долго аплодировал и кричал «Браво!». Гениальная игра актера, дирижера и оркестра и сочетание живописи, музыки и текста писем.
Автор: Дмитрий Семерин
Фотограф: Глеб Кузнецов
ИА «Citysakh.ru»