Все новости

    У природы нет плохой погоды…Театральная рецензия Citysakh.ru

    Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

    — восклицает механик-самоучка Кулигин в первом действии пьесы, и эта фраза становится лейтмотивом нового, потрясающего спектакля «Гроза» по мотивам одноименной пьесы А. Н. Островского. Режиссером новаторской постановки стал Александр Созонов, создатель известного сахалинскому зрителю «Метода Грёнхольма», блистающего на сцене Сахалинского международного театрального центра им. А. П. Чехова уже не один год.

    Итак, действие спектакля разворачивается в 2159 году, ровно, как и 300 лет назад, накануне народных волнений, приведших тогда к отмене крепостного права в России, а теперь к жизни без нефти и газа; в государстве, где запрещена Конституция, а основой является православный Интернет, но при этом иконы не имеют лика; где каждый житель получает продуктовые наборы (в потребительской корзине представлены водка «Государева слеза», батон нарезной «Государева плоть» и любимый продукт бабушек на завалинках «Государево семя»); где лицо правителя сурово искажено маской на манер Шредера из «Черепашек-ниндзя», а богобоязненные жители носят на лацканах значки с его образом.

    На сцене разворачивается конфликт — классовый в лице противоборства зажиточных купцов Дикого и Кабанихи, затравивших собой и своей социальной ненавистью всех жителей города Калинов; и романтический в метаниях свободолюбивой Катерины, непонятно как оказавшейся в лапах маменькиного сынка и пьяницы Тихона Кабанова.

    Нельзя, матушка, без греха: в миру живем.

    — авторитетно заявляет видавшая виды странница Феклуша, чьи рассказы о новых странах еще больше подчеркивают наивность местных жителей. В то же время мастерски и столь гротескно режиссерская команда передает все то лицемерие и подмену понятий, которыми усиленно прикрываются калиновцы. Отдельного слова в этой истории заслуживает трагедия купчихи: она все также борется за традиции и правила, как в отношениях с крестьянами, так между мужчиной и женщиной, но при этом позволяет себе «гулять» с Диким, и разрешает эту ветреность своей дочери; хотя невестку держит в ежовых рукавицах, ежеминутно напоминая сыну, кто тут муж.

    Спектакль настолько сложный, многоплановый, и технически навороченный, как последний смартфон, что не хватит имеющейся пары глаз для оценки всего происходящего, да и длится он 3 часа с антрактом. Кстати, предыдущая работа режиссера идет исключительно в черном зале без перерыва для полного погружения зрителя в пучину повествования. На этот раз история перенесена на большую сцену, что никак не затронуло тесноту взаимодействия со зрителем: здесь и традиционный интерактив через священнослужителя в рясе и с селфи-палкой, и выходы демонстрантов в зал, и полеты главной герои над сценой и зрителями.

    К чему эта похабщина? Всю пьесу испортили!"

    — сердито шепчет юная девушка в соседнем ряду. Безусловно, сцена в саду откровенна, посему был поднят возрастной ценз, но выстроена настолько красиво и музыкально, что невозможно оторвать взгляд от танца каждой пары.

    Тем временем буря, как один из главных героев сей саги, надвигается и нарастает, грозя смыть под собой все грехи человеческие.

    Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

    — как заклинание произносит заплутавшая в собственных мыслях и страхах Катерина.

    Момент развязки близится, и вот уже купчихина отрада, младшая дочь Варвара, убегает из дома, да с кем, с конторщиком Ваней Кудряшом — неслыханная дерзость для матери и повод для насмешек от жителей!

    Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

    — провозглашает младшая Кабанова.

    Вот козёл! Любил бы, не сбежал бы, а так, развлекся и пошел!

    — снова слышу сердитый голос. И лучше не скажешь о герое Бориса Григорьевича, ведь его чувства по отношению к Катерине Петровне выглядят лишь побегом на 10 дней от угоды суровому дяде, что не хочет отдавать наследство. А как только появилась возможность уехать, хоть даже и в Сибирь, но Борис не преминул ею воспользоваться.

    И вот финал — не выдержав позора и не возжелав жить без своей любви, Катерина решается на отчаянный шаг и бросается в Волгу. Тихон осознает, что некому больше ограждать его от материных нападков, а Кабаниха понимает, что перемены уже слишком близко подошли к порогу. Разыгравшаяся буря смывает собой и сад, и дома, и прежнюю жизнь.

    Николай Александрович Добролюбов в своей рецензии к пьесе назвал Катерину «Лучом света в темном царстве», но для меня именно в этой постановке, несмотря на гениальную игру молодой актрисы Аллы Кохан (это ее дебют на сахалинской сцене), стремлением к новому без потери главного стал герой Кулигина, что спас и полюбил русалку, что искал деньги на изобретение вечного двигателя, что в новомодных рыжих ботинках Timberland провел на глазах зрителя энергетическую реформу по замене обычных лампочек на энергосберегающие, и что кричал о красоте природы в грозу, но так хотел усмирить ее громоотводом.

    Мощная, хулиганская антиутопия, в которой голос позапрошлого века звучит все также актуально и уместно, рекомендована к просмотру всем неравнодушным к изменениям, происходящим в России, в мире и в собственной душе.


    Фотографии предоставлены пресс-службой Чехов-центра

    Автор текста: Ольга Бойцова

    ИА «Citysakh.ru»

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 4792

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто