В рамках проекта «Фестивальный формат» в ККЗ «Комсомолец» каждый понедельник будет происходить показ авторских фестивальных фильмов, не имеющих широкий прокат. И первой «ласточкой» этого проекта стала картина Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было». В прошлом году на Каннском кинофестивале лента получила «Золотую пальмовую ветвь» за «Лучшую мужскую роль» и «Лучший сценарий». Большинство западных критиков с теплотой приняли новую работу Рэмси и даже сравнивали её с великим «Таксистом» Мартина Скорсезе. Чем картина заслужила такие лестные слова и награды, мы сейчас разберёмся.
Сюжет
Отставной агент ФБР Джо зарабатывает на жизнь тем, что спасает детей из сложных ситуаций. Однажды безжалостный, хладнокровный наёмник получает заказ вызволить дочь сенатора из педофильского притона. И ради спасения невинной он пойдёт на всё, даже если придётся прибегнуть к самым крайним мерам…
Шотландский режиссёр Линн Рэмси всегда очень тщательно выбирает себе сценарии к проектам. За свою карьеру она сняла всего четыры полнометражные картины, но каждый её фильм был высоко оценён критиками и с интересом встречен зрителем. Большинство знакомо с творчеством Линн по фильму «Что-то не так с Кевином», где в главных ролях блистали Тильда Суинтон и Эзра Миллер. Новая работа Рэмси тоже не лишена звёзд в актёрском составе. Главную роль тут исполняет один из гениальнейших артистов современности Хоакин Феникс, который так же, как и Линн Рэмси, обходит стороной продюсерские «попкорновые» фильмы, а больше сосредоточен на авторском, нетривиальном кино.
«Тебя никогда здесь не было» стал экранизацией одноимённой повести Джонатана Эймса. В одном из последних интервью Линн Рэмси призналась, что симпатизирует творчеству этого писателя и находит его истории очень близкими для себя. Экранизируй эту повесть кто-либо другой, скорее всего получилась бы очередная «Заложница», но только не у Рэмси. В её исполнении картина вышла тонкой психологической работой с многообразием визуальных образов и экзистенциальным подходом к раскрытию персонажа.
Главного героя можно охарактеризовать как большого ребёнка. Несмотря на свой возраст, род деятельности и внешний вид, Джо не может продолжить эмоциональное взросление из-за полученных в детстве психологических травм. В ранние годы своей жизни он наблюдал за аутодеструктивным поведением своего отца. Постоянное насилие главы семейства в сторону матери и себя самого застыло в глазах Джо на всю жизнь, подобно полароидному снимку. После того, как Джо с матерью остались одни, их отношения и взаимодействия стали развиваться по пути игровой коммуникации. И чем больше времени проходило, тем трагичнее можно считать такие отношения. Виня себя в том, что не смог защитить мать и себя от тирании отца, Джо становится крайне жестоким человеком с бесконечно грустными глазами. Уйдя работать в ФБР, он принимал участие в спецоперациях и видел много вещей, которые только усугубляли его психическое состояние. И теперь уже сам главный герой перенял поведение своего отца, став тем самым демоном, от которого спасался всю жизнь.
Фильм Линн Рэмси многие сравнивают с другими картинами про одиноких борцов с людской «грязью»: «Таксист» Мартина Скорсезе, «Леон» Люка Бессона, «Драйв» Николаса Виндинга Рёфна. Да, отчасти можно найти схожие мотивы среди всех этих фильмов, но у героя картины Рэмси есть кардинальное отличие от своих предшественников — он борется в первую очередь с собой. Все его действия продиктованы банальным желанием почувствовать себя снова живым. Во главу угла здесь ставится не внешняя история, а внутренний мир самого наёмника.
Многие критики отметили безупречную актёрскую игру исполнителя главной роли Хоакина Феникса, за которую он получил награду в номинации «Лучшая мужская роль». Посмотрев фильм, можно с уверенностью сказать, что роль в «Тебя никогда здесь не было» стала лучшей в карьере Хоакина. Для того, чтобы настолько многогранно и жизненно представить своего персонажа, нужен настоящий талант, коим и обладает актёр. Сам Феникс многое привнёс в образ своего персонажа, и именно он придумал, как должен выглядеть этот герой. Для съёмок ему пришлось изрядно подкачаться, однако при этом оставить «пивной» живот и вообще создать впечатление в прошлом сильного, жестокого человека, но сейчас безвозвратно постаревшего. Большая часть фильма сосредоточенно именно на его актёрской игре и существовании на экране. Превосходная роль, завораживающая от начала и до финальных титров.
Вторым по выделенному хронометражу стала молодая актриса с русскими «корнями» Екатерина Самсонова, для которой лента Рэмси стала дебютом в кино. Несмотря на малое число сцен с её участием, образ невинной травмированной девушки сразу западает в голову и ещё долго оттуда не «выветривается». Возможно в дальнейшем мы сможем увидеть актрису в «больших» ролях, где она полностью реализует свой потенциал, проблескнувший в этой работе.
Напряжение, настроение и настоящий «хичкоковский» саспенс, в первую очередь, создавались при помощи звукового сопровождения, написанного композитором Джонни Гринвудом, соло-гитаристом легендарной группы «Radiohead». Джонни уже прочно вошёл в мир большого кино как автор прекрасных саундтреков к картинам Пола Томаса Андерсена, а также многим другим замечательным фильмам. К слову, Джонни и Линн уже работали вместе над её прошлым фильмом «Что-то не так с Кевином». Тогда режиссёр осталась под большим впечатлением от композиций Гринвуда и пригласила его снова «сотворить свою магию» для уже другой её картины. Композитор сразу согласился и создал безумно интересный электронно-экспериментальный саундтрек, как нельзя лучше подходящий к такому психологическому арт-хаусу.
Конечно же, мы не увидели бы рассказываемую историю, если бы её не запечатлел оператор. В «Тебя никогда здесь не было» история визуализирована просто волшебно. Необычные ракурсы камеры, долгие пролёты за спиной главного героя, размытые черты лица в отражении заднего вида машины и бесконечно талантливый эпизод с озером влюбляют в себя и заставляют ещё не раз прокручивать в голове отдельные сцены. А за то, как было снято спасение персонажа Екатерины Самсоновой, лично я был готов встать и аплодировать. Отличная работа.
Подводя итог, хочется сказать, что новая работа Линн Рэмси стала концентрацией всего, за что можно любить авторское кино: необычный подход, оригинальный взгляд на события и чудеснейшая работа актёров. Но что важнее, этот фильм станет настоящим потрясением для тех, кто сможет полностью проникнуться внутренней атмосферой картины. Такие ощущения способен дать далеко не каждый фильм, особенно во времена продюсерской деспотии. Определённо, это кино не для всех, и советовать его очень сложно, но если вам действительно хочется новых впечатлений и нестандартного подхода к рассказу истории, то «Тебя никогда здесь не было» — отличный выбор.
Смотрите хорошее кино, и до встречи на страницах сайте Citysakh.ru.
Все рецензии на прошедшие кинопремьеры читай здесь: #обзорафиши
Благодарим ККЗ «Комсомолец» за предоставленные билеты на сеанс, и отдельная благодарность ГАУК «Кинодосуговое объединение» за столь нужный и правильный проект, как «Фестивальный формат». Надеюсь, он обернётся успехом и в дальнейшем жители Сахалина смогут увидеть на больших экранах ещё много достойных и интересных фильмов.