Все новости

    Карты бесконтактной оплаты PayPass - ещё один способ потерять свои деньги

    Банки отказались возвращать сахалинке деньги, украденные с бесконтактной карты PayPass .

    Если вы получали или меняли банковскую карту в течение последнего года, то на ней есть полоски, символизирующие радиоволны. Значит, карта оснащена чипом бесконтактной оплаты PayPass. Это позволяет совершать небольшие покупки без введения пин-кода. Быстро и удобно. Но и опасно — обворовать вас стало легко. При этом, банки навязывающие вам PayPass, не берут на себя никакой ответственности. Несмотря на защищающий закон, кредитно-финансовые организации, в случае кражи денег, пытаются выставить виноватыми потерпевших.

    Иллюзию безопасности для владельцев таких карт создает ограничение по сумме на списание без пин-кода в 1 тысячу рублей. То есть, на 999 рублей можно спокойно покупать кому угодно — в магазинах имя владельца никто не проверяет. Формально, получив СМС об операции, которую не проводил, клиент может сразу блокировать карточку, позвонив в свой банк. В реальности обстоятельства могут сложиться иначе.

    В этом недавно убедилась семья из Южно-Сахалинска, которую обокрали при помощи этого средства оплаты.

    У Натальи сумку утащили незаметно, преступник проник в ее частный дом. Она хватилась пропажи не сразу: только когда включила севший незадолго до этого телефон и на него посыпались СМС о списании средств. Вор сразу выкинул сумку со всем содержимым, включая документы — его интересовали только наличные и две банковские «бесконтактные» карты. С ними он бросился в продуктовый магазин на проспекте Победы — делать покупки. За считанные минуты было проведено 8 операций по двум картам на общую сумму около 7,5 тысяч рублей. Одна из них была даже на те самые 999 рублей — вор отлично знал особенности этих средств оплаты.

    После череды операций один из эмитентов, «Сбербанк», наконец заподозрил неладное и на 30 минут заблокировал карту. В это время Наталья прочитала сообщения о списаниях и лихорадочно звонила на горячую линию банка — подтвердить блокировку и сообщить о краже. Пока она это делала, пришло СМС от «Альфы», преступник воспользовался уже их картой. Правда, оплатить ею покупку он успел всего раз, затем она тоже была отключена, девушка дозвонилась в банк.

    После этого было заявление в УМВД Южно-Сахалинска. В тот же день оперативники по камерам наблюдения из магазина установили уголовника. Вскоре его задержали. Сейчас преступник находится в СИЗО, возбуждено уголовное дело. Зная, что возместить украденное за счет рецидивиста будет сложно, Наталья обратилась за компенсацией в банки.

    Согласно ФЗ № 161 «О национальной платежной системе», в случае утраты платежного средства клиент должен немедленно обратиться в банк. Если с украденной карты незаконно списаны деньги, «оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента», говорит закон. И уточняет: «если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без его согласия».

    Внешне очень логичная схема. Если деньги с карты украли из-за несовершенства системы, виновен банк. Он возмещает ущерб и взыскивает его уже с преступника. Наш случай именно такой — карты бесконтактной оплаты абсолютно не защищены от воровства сумм до 1 тысячи рублей. Если бы «наш» преступник не торопился успеть совершить как можно больше покупок до блокировки карт, то мог спокойно списать с них в разных магазинах все деньги. И СМС о совершенной операции тут не панацея: телефон может быть украден вместе с картой, это дало бы злоумышленнику немалую фору. А у некоторых мобильные банки не подключены вовсе.

    Но исполнять требования закона, не попытавшись вывернуть его в свою пользу, бизнесу неинтересно. Лазейкой в ФЗ-161 о нарушении порядка использования карты решили воспользоваться банки, в которые от Натальи поступили требования о возврате средств. И «Сбер», и «Альфа» выдали ответы, смысл которых сводится к «сами виноваты, оснований для возврата средств нет». Крупнейший банк страны еще добавил в письме: «надеемся, что ваш дальнейший опыт взаимодействия с нами будет положительным».

    Центробанк РФ, куда пострадавшая подала жалобу, подтвердил её правоту, но прямой помощи оказать не смог. Дескать, по закону у него нет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и надо подавать в суд.

    Именно этим Наталья сейчас и занимается. Девушка считает, что её вина в нарушении порядка использования карты не доказана. Строго говоря, банки и не пытались этого сделать, прислав типовую отписку об отказе. Мало того, не существует никакого порядка использования карт, которые бы клиентка подписала. Упрекать её не за что — нарушать было нечего. Есть общепринятые правила безопасности, главное из них — не допускать, чтобы пин-код узнали посторонние. Это было соблюдено, иначе преступник просто снял все деньги с карт, а не затоваривался в магазине, пробивая каждую покупку отдельно. Тем более, что любые общие правила бессильны перед преступником, который целенаправленно добывает чужое имущество. Предусмотреть и предотвратить это почти невозможно.

    Кстати, еще в первых переговорах, в день кражи, оператор колл-центра «Сбербанка» врала Наталье, что оплата в магазине проводилась с использованием пин-кода: «я это вижу у себя в системе!». Пыталась доказать, что шансов на возврат денег нет, чтобы сразу отпугнуть клиентку. Вряд ли она стала бы делать это просто по зову сердца, без четких инструкций от банка.

    — Карты бесконтактной оплаты были выданы мне безальтернативно. Никто не спрашивал, хочу ли я пользоваться этой новинкой, которая дает столько возможностей ворам. В «Альфа-банке» мне заявили, что другие карты они сейчас вовсе не выдают. В «Сбербанке» даже дали справку о том, что сейчас все карты выпускаются с технологией бесконтактных платежей. Устно говорят, что выдать карту без PayPass у них нет технической возможности, — говорит пострадавшая.

    Это, мягко говоря, лукавство. «Сберовские» карты «Моментум», которые выдают клиентам сразу при обращении, отлично работают по старой схеме. Технологии не могли быть утрачены за считанные месяцы. Дело в системе отношения к клиентам, которая массово навязывает им неоднозначные технические новинки. При этом не находя сил идти им навстречу и поступать так, как требует закон.

    Суд — дело нескольких месяцев. Наталья высоко оценивает свои шансы в нем и говорит, что планирует отказаться от услуг запятнавших себя банков.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 3310

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто