В Сахалинской областной Думе прошли парламентские слушания на тему: «О газификации населенных пунктов в Сахалинской области». Председательствовал на них депутат Александр Болотников, который уже неоднократно заявлял в этом зале — газификация должна стать приоритетом в развитии экономики региона. По правую руку от него расположился Владимир Сидоренко, руководитель агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области, недавно получивший должность заместителя председателя правительства. На повестке дня стоял один вопрос — как довести до потребителя газ, который добывается на территории области и увеличить объемы его потребления.
Перед началом слово взял председатель Сахалинской областной Думы Андрей Хапочкин, который рассказывал о важности задач по газификации региона, упомянув «чистый воздух», полученный областным центром в результате перевода ТЭЦ на «голубое топливо». О снижении тарифов на электроэнергию и тепло, которые были обещаны в результате этих работ, председатель не говорил.
Презентация руководителя агентства состояла из двух основных вопросов: перевода на газ автотранспорт и газификация районов Сахалинской области. Причем первая его половина заняла существенную часть доклада.
Автомобили на газ
По итогам 2017 года область имеет в распоряжении 2 стационарные заправочные станции (Южно-Сахалинск), которые обеспечивают топливом, в основном, автомобили коммунальных служб, различных ведомств и некоторое количество пассажирских автобусов. На 2018 год планируется нарастить объемы отпуска газомоторного топлива с двух млн кубометров до трех, и здесь перед агентством стоит непростая задача — заинтересовать в переводе автомобилей на газ коммерческие структуры и частных лиц.
Как оказалось, стоимость соответствующего автомобильного оборудования и работы по установке составляют порядка 100 000 рублей. Одновременно с этим, косвенно пересекаясь, в мире и у нас в стране существует проблема потребительского спроса. Если принять во внимание то, что современные автомобили рассчитаны на службу в течении трех лет (гарантийный срок как стимул обновления автопарка) и после начинают требовать серьезных вложений в их содержание и эксплуатацию — встает остро вопрос об экономической целесообразности внесения изменений в конструкцию их топливной системы. И даже некоторые льготы при уплате транспортного налога не особо аргументируют. Это что касается бензиновых двигателей. С дизельными авто все сложнее — проще купить новую технику, чем переделывать имеющуюся в наличии. Есть еще одно обстоятельство, которое заставило насторожиться. Бюджетным учреждениям, имеющим на балансе газомоторный транспорт, предложено заключать договора поставки топлива на год вперед. Предложено с мотивировкой: «Чтобы сохранить уровень цены на этот период». «Цены будут расти?» — подумали мы. «Конечно, будут» — витало в воздухе. Это звучало в первой части выступления Владимира Сидоренко.
Газ в каждый дом
Здесь руководитель агентства и зампред правительства в одном лице рассказывал о программах и подпрограммах, о количестве совещаний в правительстве и совместно с Газпромом. Перечисленные мероприятия внушали уважение по своему представительскому составу и частоте событий. Сахалинская область серьезно отстает в развитии, имея ввиду уровень газификации: 13% против 67 — 68% в среднем по стране. Это при условии, что мы добываем этот самый газ и, фактически, население области и предприятия его не используют. При существующих темпах работ, достигнуть средне российский показатель нам удастся лишь через 90 лет. К тому времени уже произойдет смена нескольких поколений и авторы существующих программ и участники многочисленных совещаний не смогут уже отчитываться перед населением.
Присутствующим было обещано начало работ по газификации в Макаровском, Поронайском, Корсаковском, Долинском и Александровск-Сахалинском муниципальных округах. А восемь городских округов Сахалинской области этой программой вообще не охвачены. По Южно-Сахалинску продолжатся работы. Заявлено строительство «Восточного газопровода» (по типу «Северного потока на западе страны, только труба меньше).
После ввода его в эксплуатацию, приоритетным объектами для подключения к газу названы резиденты ТОР «Горный Воздух». Спорту и туризму остро не хватает «голубого топлива». В перечне объектов значатся и простые потребители. «За ними лишь желание подключаться» — сказал Владимир Сидоренко, упустив вопрос финансовой составляющей, перспективного количество выданных потребительских кредитов и прочих «мелочей», таких как уровень реальных доходов наших граждан.
Итоги слушаний.
Результаты этих парламентских слушаний носят рекомендательный характер для всех министерств и ведомств и необязательны к исполнению. В рамках самих слушаний прозвучало несколько выступлений представителей «общественности. Они просили обеспечить достаточное количество газа для тех, кто покупает его в баллонах, сетовали на дороговизну угля и дров.
Что не услышали собравшиеся?
Участники и гости так и не услышали о наращивании темпов газификации (в цифрах), не услышали, как изменится уровень газификации региона через 3−5 лет, в сравнении со средне российским (опять в цифрах). Заранее «радовать» ни кто не спешил.
Два часа пролетели незаметно.