Депутаты Сахалинской областной думы, в очередной раз, направили в Москву обращение, в котором сетуют на то, что их право на рассмотрение проекта изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации было нарушено. Одновременно с этим признают — область была готова делиться доходами с федералами пополам.
Обсуждение этого вопроса внесли первым номером повестки заседания.
В тексте обращения говорится о том, что первоначально, при прохождении первого чтения, в законопроекте не фигурировали положения об изменении распределения поступлений доходов в рамках СРП («Сахалин-2»). Повод звучал так: «Приведение положений Бюджетного кодекса в соответствие с терминологией с Законом «Об образовании». И только подойдя ко второму чтению, появились те самые злополучные пропорции 75/25 в пользу федерального центра, касающиеся доходов СРП.
Подвох заключался в том, что законопроекты направляются в регионы в первом чтении. Об изменениях на этапе второго чтения региональные депутаты просто не знали, не имея для этого процедурной возможности.
Однако, областные депутаты, в своем обращении, признали — на совещании у зампреда Правительства Юрия Трутнева рассматривался вопрос о пересмотре пропорций распределения доходов по схеме 50-на-50. И эта согласованная позиция, впоследствии, была отброшена в сторону авторами законопроекта.
Сахалинские депутаты обратились к председателю нижней палаты Парламента Вячеславу Володину и выразили свое возмущение подобной практикой. В обращении указано, что принятые изменения в Бюджетный кодекс ставят под удар исполнение областью принятых социальных обязательств и предложили вернуться к старой схеме 75/25 в пользу региона с 2019 года.
Приведем текст обращения полностью:
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В.В.Володину
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Сахалинская областная Дума обращается к Вам в связи с нарушением прав Сахалинской области как субъекта Российской Федерации, поскольку ее законодательный (представительный) орган государственной власти — Сахалинская областная Дума, как субъект права законодательной инициативы в Государственной Думе, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, была лишена возможности реализации этого права при рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 56 и 611 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 27 июля 2017 года № 235903−7, далее — проект федерального закона № 235903−7).
Указанное нарушение права Сахалинской областной Думы как субъекта права законодательной инициативы в Государственной Думе выразилось в следующем.
Проект федерального закона № 235903−7 был внесен в Государственную Думу с названием «О внесении изменения в статьи 6, 56 и 611 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и разработан, согласно пояснительной записке к законопроекту, с целью приведения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие с терминологией Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно статье 118 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции Российской Федерации, его актуальности и практической значимости. Проект федерального закона с указанной концепцией принят постановлением Государственной Думы от 18 октября 2017 года № 2437−7ГД в первом чтении.
В дальнейшем при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона № 2345903−7 поправками ко второму чтению, которые не направляются субъектам права законодательной инициативы, концепция законопроекта полностью поменялась. В законопроект внесены изменения, приостанавливающие с 1 января 2018 года до 1 января 2021 года действие абзаца четвертого статьи 50 и абзаца третьего пункта 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливающие на трехлетний период 2018—2020 годов нормативы отчислений налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» для федерального бюджета — 75 процентов и для бюджета субъекта Российской Федерации — 25 процентов.
О том, что нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции не были предметом рассмотрения Государственной Думой законопроекта в первом чтении, указано в заключении правового управления Аппарата Государственной Думы.
Таким образом, Сахалинская областная Дума была лишена возможности высказать свое мнение в отношении принятых поправок.
Кроме того, в соответствии с протоколом совещания при заместителе председателя Правительства Российской Федерации Ю. П.Трутневе, достигнута договоренность о закреплении с 2019 года Бюджетным кодексом Российской Федерации равного распределения нормативов отчислений от налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по 50 процентов. Однако принятым во втором чтении законопроектом нормативы установлены в размерах 75 процентов для федерального и 25 процентов для регионального бюджетов на трехлетний период 2018—2020 годов.
Учитывая, что формирование доходной базы областного бюджета Сахалинской области за счет нефтегазовых доходов полностью основывается на налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, а также исходя из показателей цены на нефть и среднегодового курса доллара, установленных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, в целях безусловного исполнения расходных обязательств в соответствии с государственными программами Сахалинской области настаиваем на том, что с 2019 года необходимо вернуться к прежнему распределению нормативов отчислений от налога на прибыль в рамках Соглашений о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» — 25 процентов в федеральный бюджет и 75 процентов в бюджет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Сахалинская областная Дума выражает свое несогласие с принятыми поправками к проекту федерального закона № 235903−7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и обращает внимание на недопустимость в дальнейшем принятия ключевых для субъектов Российской Федерации решений путем внесения поправок в законопроекты ко второму чтению без согласования с субъектами права законодательной инициативы в Государственной Думе.
Считаем, что исключение Сахалинской областной Думы из законодательного процесса по рассмотрению проекта федерального закона № 235903−7 является нарушением права законодательной инициативы и права субъекта Российской Федерации на отстаивание своих интересов.
И.о.председателя
Сахалинской областной Думы А. В.Ивашов
В настоящее время председатель Сахалинской областной Думы Андрей Хапочкин находится с дружественным визитом в Якутии и дистанцировался от этих процессов.
Нам удалось заполучить уникальный материал — письмо в Москву, подписанное Андреем Алексеевичем. В нем отзывается коллегиальное решение Сахалинской областной Думы, и выражается согласие с навязанными пропорциями распределения доходов регионального бюджета.
Подобный шаг председателя Думы несомненно вызовет множество вопросов к нему у его избирателя. Вызвал он вопросы и у журналистов. Однако, председатель Сахалинской областной думы не поднимает трубку своего мобильного телефона и не просматривает сообщения в мессенджере.
«Письмо Хапочкина» стало предметом спора среди депутатского сообщества. Юрий Выголов, председатель фракции КПРФ, зачитал текст обращения об отзыве. В рамках пленарного заседания, депутат Светлана Иванова предложила провести парламентское расследование:
— Мы не принимали подобных обращений. Кто за нас это делает? Кто нас подставил или предал?
Вопрос поставили на голосование и благополучно отклонили.
Светлана Иванова:
— Документ об отзыве Постановления думы по СРП есть, он оформлен за подписью Андрея Хапочкина. Я возьму результаты вашего голосования пофамильно и озвучу. Я подошла к Хапочкину и спросила, делал ли он этот отзыв? Он сказал, что имеет право на личное мнение. Но, личное мнение выражают на бланке депутата. А ставить подпись на бланке Думы — это подлог и преступление.
Мы, об этом отзыве («Письмо Хапочкина» — ред.) узнали аж 10 ноября, со слов Андрея Макарова в рамках заседания Государственной Думы. Документ по изменению Бюджетного кодекса уже прошел третье чтение и вас просто кинули! Он уже на столе у Путина. Я требую провести расследование и ответить за это!
Обсуждение нового обращения Думы в адрес своих федеральных коллег и «Письмо Хапочкина» завершилось в течении часа. Региональные депутаты единогласно приняли решение направить указанный текст. Что касается отзыва их предыдущего заявления, депутаты решили дождаться самого председателя облдумы и получить его объяснения из первых рук.
Обновлено 11:50.
В редакцию поступили результаты голосования по вопросу «О проведении парламентского расследования в отношении «Письма Хапочкина». Результаты голосования вы видите на экране. Вопрос не прошел.