Итак, в предыдущем нашем обзоре мы уже установили: 1 486 учеников могли бы разместится на тех площадях, которые сданы в аренду или же переданы безвозмездно. Использование этих квадратов могло бы снять напряженность и частично решить вопрос с ликвидацией второй смены в областном центре.
Сухие цифры атаки на вторую смену.
Министром образования Сахалинской области на заседании правительства озвучены цифры:
— 8,3 млрд рублей будут направлены на строительство новых школ до 2020 года;
— 178 000 рублей составит стоимость оборудования школы на одного ученика;
— 4 260 учеников попадут в новые классы до 2020 года;
Пришлось достать калькулятор и произвести вычисления. Получено следующее:
— 758 млн рублей будет потрачено на оборудование построенных школ;
— 7 541 720 000 рублей остается на возведение стен крыш и прочих конструктивных элементов;
— 1 млн 770 356 рублей приходится на одного ученика при строительстве коробки самой школы на Сахалине;
В сравнение, в Липецке построят школу на 800 мест за 452 млн рублей. На одного ученика приходится 565 000 рублей затраченных средств. Строительство закончится в 2017 году. Цифры свежие. Понятна разница в стоимости работ, 1 млн 770 тысяч на Сахалине против 565 тыс в Липецке. У нас сейсмика, паром и прочие издержки производства. Видимо общая экономическая ситуация в регионе и вызвала удорожание работ почти в три раза.
Атака на вторую смену не увенчалась успехом.
Однако, заявленное строительство новых школ не спасает ситуацию в областном центре. Здесь нам обещают школу в селе Дальнее на 400 мест, пристройку к школе на 200 мест и школу в Луговом для детей с ограниченными возможностями. На этом все.
В Южно-Сахалинске более 23 тыс учеников, из них 6 661 учеников учится во вторую смену. Речи о строительстве школ, в которых могли бы разместится все эти учащиеся, не идет вообще.
Так как арендаторы и прочие страждущие организации уже заняли в существующих школах площади, на которых могут разместится 1 486 учеников, можно посчитать стоимость строительства новых помещений для этого количества детей. Итак, 1 486 * 1 770 356 рублей = 2 млрд 630 млн рублей. Таковы резервы образования и самого бюджета нашего региона.
Казусы системы образования.
Возьмем, для примера, организацию учебного процесса по предмету «Технология» в отдельно взятой школе.
Школа № 9. (698 учеников)
Школьные мастерские оказались банально проданы коммерческой структуре. А в самой школе отсутствуют помещения, которые могли бы использоваться в этом качестве. В итоге: предмет «Технология» изучается учениками вприглядку и вприкуску. Работа с деревом и металлами изучается теоретически. Дети занимают два кабинета. 140 учеников школы № 9 занимаются во вторую смену. Могли бы проданные мастерские решить эту проблему? Возможно.
Школа№ 3 (1 275 учеников)
В этой школе существуют две проблемы.
Оборудованию мастерских уже исполнилось 55 лет и его успешно демонтировали в связи с износом. На замену ничего не пришло — денег в казне нет. Более того, в крупнейшей школе областного центра нет преподавателей — учителей трудового обучения. Практические работы по обработке древесины заменены на работу с бумагой, в том числе и с гофрированной (!!!). А работы с металлом заменены на работу с фольгой. Прогресс ли это или регресс — судите сами.
Школа № 4 (337 учеников)
Здание школы ветхое, по разным оценкам его износ составляет от 60% до 70%. О строительстве нового здания заявлено не было. Жилой район, который обслуживает это учебное заведение, пополняется новыми, многоэтажными жилыми домами и его жителями. Здесь полностью отсутствуют учебно-производственные мастерские. Денег в бюджете нет.
Школа № 5 (648 учеников)
В мастерской школы находится пять старых списанных станков, на которых еще работают школьники. Денег на обновление оборудования нет.
Школа № 30 (810 учеников)
Мастерские оснащены не в полном объеме. Практические работы раздела «кулинария» выполняются на дому. Дети приносят в класс фотографии салатов, которые делают в домашних условиях самостоятельно. Раздел «обработка металлов» изучается теоретически. Закупить необходимое оборудование не представляется возможным — денег нет.
Школа№ 1 (752 ученика)
Мастерские и кабинет «Технологии» не предусмотрены.
О чем разговор?
Вы наверное еще помните о чем мы начали разговор. Несмотря на то, что на территории Сахалинской области в будущем будет развернуто строительство новых школ и затрачено более 8 млрд рублей, проблема ликвидации второй смены в Южно-Сахалинске до 2020 года остается актуальной.
Арендуемые в школах помещения сторонними организациями и их площадь позволяют разместить более 1 400 учеников и снять некоторую напряженность в этом вопросе. А это экономия при строительстве новых помещений суммы превышающей 2,6 млрд рублей.
Так или иначе в ряде школ областного центра отсутствует полноценный процесс обучения учеников по предмету «Технология». Причины — отсутствие помещений и оборудования. Под влияние этого процесса попадают 4 520 школьников.
При существующих федеральных нормативах обеспеченности оборудованием одного места ученика (178 000 рублей) требуется чуть более 800 млн рублей на закупку и дооснащение мастерских.
1787 учеников вообще лишены мастерских. На их строительство потребуется сумма более 3 млрд рублей. Частично эту проблему может решить вопрос возврата помещений мастерских в собственность школы № 9.
Напомним, стоимость строительства общеобразовательных учреждений на территории области оказалась в три раза выше, чем аналогичные проекты на территории России.
На одной чаше весов оказались 2,6 млрд рублей «экономии» за счет возврата арендуемых классов. На другой — потребность в 3,8 млрд рублей на строительство и оснащение мастерских новым и современным оборудованием. Удешевление строительства в регионе — вопрос комплексный и касается всего спектра проблем развития экономики области. В том числе и развития транспортной инфраструктуры, производства строительных материалов на месте, тарифной политики. Возможно, проблему отягощает присутствие коррупциогенных факторов. Не секрет, строительство школ и спортивных сооружений у нас в регионе велось посредством выплаты «откатов». А строительные фирмы и их руководители продолжают свою деятельность и поныне.
В итоге.
В последнее время мы слышим о том, что строительство новых школ по всей территории Сахалинской области сможет помочь решить проблему второй смены. Каким образом это будет реализовано на территории Южно-Сахалинска — пока не понятно. Масштабного строительства новых объектов не заявлено. Да и земельные участки у нас в дефиците. Все резервы отданы на откуп жилищному строительству.
Уже сейчас мы видим — тысячи детей не могут получить полноценного образования по предмету «технология». И пути решения этой проблему публично не обозначены.
Напомним, уже сегодня, на территории областного центра проживает более 200 000 человек (41% населения Сахалинской области). И это только официальные цифры. Всего в регионе проживает 487 000 человек.
Наверное, вопросы строительства новых школ в областном центре, оптимизация существующих помещений и их дооснащение необходимым учебным оборудованием должны получить более достойное внимание.
Не потому, что это «столица» региона. Только лишь исходя из количества проживающего здесь населения. Вопросы качества полученного образования являются приоритетными в контексте развития и формирования кадрового потенциала экономики региона.
Вот так мы подошли от «мелочей» к стратегическим вопросам планирования.
P.S.
Почему денег у области нет на оборудование для школьных мастерских?