Всем хорошим во мне я обязан книгам.
М. Горький
Не хотелось начинать статью с банальной фразы о том, что «некогда самая читающая держава…», но именно она приходит на ум. Раз уж сам премьер-министр говорил о том, что «повышение интереса к чтению становится, без преувеличения, общенациональной задачей», то проблема действительно существует, и проблема немалая.
Но как дело обстоит на самом деле? Читает ли молодежь, и если читает — то что? А если не читает — почему это происходит?
«Сегодня наши подростки по интересу к чтению занимают 43-е место в мире», — президент Российского книжного союза Сергей Степашин.
Но почему подростки не хотят читать? С этим вопросом я обратилась к школьникам.
Алена, 7 класс:: «Мне совсем некогда читать. Кроме учебы я занимаюсь хореографией и рисованием. Свободного времени почти не остается, только на небольшой отдых».
Андрей, 10 класс:: «Я не считаю, что я мало уделяю времени книге. Полдня я на уроках с учебниками в руках, вторая половина дня — домашнее задание. Вечер предпочитаю оставлять для себя: встречаться с друзьями или сидеть за компом».
Семен, 8 класс:: «Я вообще не читаю книг. Мне хватает учебников истории и литературы».
Света, 8 класс: «Все, что нам задают по литературе, неинтересно читать. Наверное, поэтому с класса шестого меня мало интересуют книги».
Кристина, 10 класс: «Я читаю только то, что мне интересно. Журналы, статьи в Интернете. Книги только те, которые посоветуют друзья и одноклассники».
Антон, 9 класс: «Последняя книга, которую в руках держал — Букварь! (смеется) Нет, я еще иногда читаю параграфы, которые нам задают».
Вика, 5 класс:: «Мне нравится читать смешные ужастики или детективы для детей».
Маша, 5 класс:: «А я люблю мангу и мультфильмы по ней».
Стас, 7 класс:: «Я не люблю читать. В свободное время занимаюсь спортом, играю в компьютерные игры, гуляю. Но я хотя бы не по слогам читаю, не то что некоторые мои одноклассники!»
Другую сторону вопроса мне помогли разобрать учителя русского языка и литературы, пожелавшие не называть себя: «Современные дети почти не интересуются классикой. Читают произведения школьной программы (если повезет) или новую молодежную литературу („Сумерки“, „Гарри Поттер“
Однако есть произведения, которые можно вообще убирать из школьной программы, так как их почти никто толком не читает. Это древнерусская литература, жития — их содержание разбирают вообще с большим трудом. Это большие романы Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Шолохова. Данных авторов стоит изучать небольшой группой интеллектуалов на элективных курсах, а не на уроках, где мы очень ограниченны во времени.
Когда дети отказываются от чтения, у них понижается грамотность, словарный запас становится ограниченным. Это влияет на их успешность по учебе в целом. Кроме того, у читающих детей четче проявляются нравственные ориентиры. Поэтому чтобы привлечь к чтению, мы пытаемся развить в детях их собственные творческие способности, связать литературу с живописью, музыкой. Нужно заинтриговать: прочесть интересный момент, показать отрывок из фильма.
О том, зачем приходят в библиотеку дети и подростки (и приходят ли вообще), рассказала Марина Нечипорук, заместитель директора муниципального учреждения «Южно-Сахалинская централизованная библиотечная система»: «Я не могу сказать, что дети стали меньше читать. Заложенные в семье традиции передаются из поколения в поколение: кто читал раньше, читает и сегодня. Центральная детская библиотека расположена очень удачно — вблизи школ. Дети приходят за произведениями по школьной программе. Это одна из причин, по которой недостатка в посетителях мы никогда не испытывали. Вторая — молодые родители приводят своих детей. Это вновь образовавшиеся семьи, где появились новые члены. Мы заводим формуляры на родителей, они читают своим детям дошкольного возраста сказочки, прибаутки, тем самым приучая ребят к чтению. Спасибо книгоиздательствам, книги сейчас внешне очень привлекательны для малышей. Кроме того, существуют в библиотеке клубные объединения по интересам. Это „Юный правовед“, „Экология“, клуб „Почемучки“. Дети читают здесь тематическую литературу.
Подростки тоже могли бы чаще приходить к нам, но они бывают очень заняты в стенах школы, ведут активную общественную жизнь. Кроме того, у родителей есть возможность развивать своих детей — это музыкальные школы и спортивные секции. Да и библиотека — это не только чтение. Мы организуем большие праздники: приглашаем сахалинских писателей, проводим презентации новых книг, по итогам года выявляем лучшего читателя. И вообще стараемся всячески принимать участие в жизни ребенка».
А вот книжный магазин, куда я отправилась, чтобы узнать, каков сегодня спрос на книжную продукцию, встретил меня абсолютно пустующим: «Мало стали покупать литературу, — сетует Ольга Юрьевна, продавец. — Наверное потому, что сейчас в Интернете можно найти любые издания. Нельзя сказать, что спроса на книги нет вообще. К нам приходят и молодые люди, и пенсионеры. У нас много тематической литературы. Художественную берут реже, но небольшой спрос все же есть».
Уже привычно слышать, что Интернет и всеобщая компьютеризация являются причинами того, что современный ребенок не притрагивается к книгам.
А может ли современная литература заинтересовывать, захватывать? Кто тот герой и сверстник, за которого переживаешь, перелистывая страницы любимого рассказа? Даже Дж. Роулинг «состарила» своего героя. Ниша героя современной молодежи свободна, и ее может занять кто угодно, даже вампир.
Идем далее.
Время — не самая ли большая ценность сегодня? И мы хотим экономить его, сразу выбирая лучшее, а не тратя драгоценные часы на вечные поиски. И если из рекламы мы можем узнать, что «этот шампунь лучше», от соседки — что нужно обязательно посмотреть такой-то фильм, то где же информация о книжных новинках? Если рекламой о других продуктах буквально напичканы все сферы деятельности человека, то где советы о том, что стоит купить в книжной лавке?
Кто из современных авторов не пишет «примитивщину»? Кто не преследует коммерческие цели? Бесспорно, такие писатели существуют. Но гораздо чаще на книжных прилавках встречаются издания с незамысловатым сюжетом, не претендующие на хоть какую-то оригинальность. Кроме того, в литературу все больше проникает мат, ругательства; все меньше можно встретить книжную лексику, чаще — просторечный язык.
О книгах как о печатных изданиях
Современные книги либо очень дороги, либо ничем не примечательны. За книгу хорошего качества придется выложить неплохую сумму. Но иногда появляется ощущение, что и «бюджетные» издания направлены только лишь на извлечение выгоды. Крупные отступы, большие межстрочные интервалы, огромные поля — и получается большая трехсотстраничная книга, информации в которой на деле всего страниц 200.
И последнее. Родители, взрослые и не очень люди! Когда в последний раз ваши дети видели вас за книгой? Делились ли вы прочитанным со своими детьми? Советовали ли когда-нибудь своим чадам прочесть то, что вас самих «цепляло» в детстве?
Вздохи: «Ох и молодежь же нынче!», — хорошо характеризуют всеобщий настрой. Взрослые часто винят молодых людей в отсутствии нравственных ценностей, целеустремленности. Подростки же, в свою очередь, отовсюду слыша, что они безнадежны, и не планируют становиться выше в моральном и интеллектуальном плане. Другим необходимо «дорасти», осознать, что ему действительно нужно. Да, информация разнообразного характера сегодня доступна любому школьнику. Так пускай же он будет избирателен в ней. А вот этому нужно научить. Дети открыты для всего нового, в них нужно вкладывать, сеять желание к познанию. Но не поучать, не читать нотации. А самим подавать пример.
Интересного Вам чтива!
Татьяна Ефимова