На примере 2 проектов докладчик вскрыл многие острые проблемы взаимоотношения государства и инвестора, которое сейчас часто оказывается не на стороне последнего. Показательной в этом отношении оказалась оговорка о неизменности общего и налогового регулирования и проблемы применения на практике. Комментарии профессионального юриста были полезны многим, в частности, оговорка о стабильности условий СРП. По его словам, к Проекту применяются положения СРП и законодательство, действовавшее на момент подписания СРП, а оно фиксировало налог по ставке 24% вместо 32% по законодательству 2008 г. Однако инвестор вправе требовать неприменения ухудшающего законодательства, что подтверждает и позиция Конституционного суда: если государство дало гарантии, то оно не вправе отказываться от них. Стабилизационная оговорка учитывает следующие моменты: если новое регулирование ухудшает условия деятельности инвестора — Российская Федерация предпринимает все меры, чтобы их восстановить, и, если принятые меры недостаточны, предполагает возмещение инвестору ущерба и возможность обращения в международный арбитраж.
По мнению Р. Ахметшина, закон хорош, но, как всегда, слаба
правоприменительная практика и главные проблемы в ней сводятся к следующим: как применять законодательство 90-х гг. в новом правовом
поле; кто и на основании каких принципов решает, какое законодательство
применять; обязанность «предпринимать все меры» — только для
правительства или также для судебных органов и органов исполнительной
власти? Более частные проблемы в практике налогообложения для
инвесторов выливаются в немаленькие суммы.
Но до сих пор из-за правовой чехарды неясно: по каким правилам должен
рассчитываться налог на прибыль — в частности, для подрядчиков по
«Сахалину-2», и вправе ли налоговые органы перепроверять возмещаемые
затраты, утвержденные Управляющим комитетом. Как показывает мировая
практика, в цивилизованном мире все эти проблемы решены давно, но Р.
Ахметшин оказался оптимистом и ждет удобного для инвесторов правового
поля.