ЮЖНО-САХАЛИНСК, 12 февраля, Citysakh.ru. Искусственный интеллект смоделировал наихудший возможный сценарий аварии китайского судна севшего на мель вблизи порта Невельска, учитывая особенности балкера и груза на его борту. По оценкам, суммарная площадь разлива топлива охватит территорию порядка 15−20 квадратных километров.
Сразу же отметим, что водолазы не нашли повреждений на правом борту китайского судна AN YANG 2, севшего на мель вблизи морского порта Невельска. В настоящее время организованы круглосуточные дежурства аварийно-спасательных служб, установлены боновые заграждения и подготовлены средства для ликвидации возможных разливов нефти. Экологическая ситуация остается стабильной, что подтверждается результатами лабораторных исследований морской воды Роспотребнадзором.
Тем не менее, мы использовали искусственный интеллект для оценки худшего сценария аварии судна, учитывая груз на его борту. Мазут, весом 700 тонн, как одно из самых тяжелых и вязких видов топлива, медленно расползается по водной глади, формируя густую пленку. Ожидается, что его разлив покроет площадь приблизительно от 10 до 15 квадратных километров.
Дизельное топливо, объемом 50 тонн, благодаря своей меньшей вязкости, быстрее растекается и испаряется, оставляя тонкий слой на поверхности воды. Площадь его возможного разлива оценивается в 3−5 квадратных километров.Уголь, массой около 1000 тонн, не относится к жидкому топливу, поэтому он опускается на дно, оседая там. Несмотря на это, его присутствие в воде может спровоцировать помутнение и изменение химического состава водного пространства.
Таким образом, общая площадь разлива топлива может достигнуть внушительных 15−20 квадратных километров, превращая акваторию в зону повышенного риска.
При этом основные экологические последствия включают образование маслянистой пленки на воде, что ограничит доступ кислорода и может привести к гибели морских организмов, нарушению экосистемы и повреждению побережья Сахалина. Попадание угля вызовет помутнение воды и изменение ее химического состава, негативно сказываясь на подводных обитателях. Нефтепродукты токсичны для морской флоры и фауны, что грозит долгосрочными последствиями для всей экосистемы островного региона.
Воздействие токсинов и контакт с загрязненной водой могут представлять серьезную угрозу для здоровья жителей Сахалина, вызывая заболевания кожи и другие проблемы.
Социальные и экономические последствия аварии включают снижение уловов и ущерб рыболовству, возможное падение доходов от туризма, а также риск загрязнения питьевой воды, что потребует дополнительных затрат на очистку и поиск альтернативных источников водоснабжения.
Логистические и инфраструктурные последствия включают временное закрытие порта Невельска для спасательных работ, задержки в доставке грузов и увеличение транспортных расходов. Также потребуются значительные финансовые вложения в ремонт судна и восстановление поврежденной инфраструктуры.
Кроме того, международные отношения могут оказаться под давлением, поскольку китайская сторона, как страна гражданства экипажа, может быть привлечена к ответственности за причиненный ущерб, что потенциально повлияет на дипломатические связи между двумя государствами.
Таким образом, авария грузового балкера с такими характеристиками может привести к серьезным экологическим, социальным, экономическим и логистическим последствиям, требующим значительных усилий и ресурсов для их минимизации и ликвидации.
Стоит подчеркнуть, что этот анализ носит обобщенный характер и основывается на доступной информации. Чтобы получить более точную оценку экологической угрозы, требуется участие квалифицированных экологов и применение специализированных моделей прогнозирования.
Также напомним, что Сахалинская область накопила ценный опыт успешного разрешения чрезвычайных ситуаций, связанных с иностранными судами. Примером тому служит инцидент декабря 2021 года, когда у берегов Сахалина потерпел крушение китайский сухогруз Xing Yuan. Владельцы судна отказались покрыть расходы на его утилизацию, и эту задачу взяла на себя региональная администрация. Выведение судна из-под таможенного контроля завершилось в декабре 2023 года, что стало первым подобным прецедентом в стране. В 2024 году был подписан контракт на утилизацию сухогруза, и на сегодняшний день уже утилизировано около 70% судна, что составляет примерно 1000 тонн металла. Завершение работ ожидается к весне 2025 года. Благодаря оперативным действиям, удалось предотвратить экологическую катастрофу и безопасно утилизировать все нефтепродукты.
В Сахалинской области активно реализуются проекты по очистке акваторий от затонувших судов: с 2022 года было поднято и удалено 72 судна, и эта деятельность теперь включена в реализацию национального проекта «Экологическое благополучие». В настоящее время региональные власти совместно с федеральными органами власти разрабатывают механизмы привлечения иностранных судовладельцев к ответственности в случае их отказа компенсировать расходы на утилизацию своих затонувших судов.
Фото: freepik.com, пресс-служба правительства Сахалинской области.
Стань соавтором — присылай новости в WhatsApp\Telegram +79147662000 и получай денежное вознаграждение.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях: