Все новости

    Что читают современные школьники на Сахалине: рассказала учитель русского языка и литературы

    ЮЖНО-САХАЛИНСК, 2 мая, Citysakh.ru. Сегодня редакция знакомит читателей с учительницей русского языка и литературы Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска — Орловой Ириной Владимировной. Ирина Владимировна гармонично сочетает в себе высокий профессионализм, стальные нервы и романтичную натуру, а ее педагогический энтузиазм привьет любовь к чтению даже самому непоседливому ученику.

    Ирина Владимировна, как Вы пришли в профессию?

    Мне всегда нравилось читать, разбираться в грамматике русского языка, поэтому по образованию я филолог с правом преподавания. По окончании обучения все подруги с факультета ушли работать в школу, а я в своем решении туда не возвращаться оставалась непреклонна.

    Однажды по чистой случайности из любопытства я зашла в Гимназию № 3 на собеседование. Прежде всего мне было интересно, как выглядит современная школа.

    Увиденное мне понравилось: у каждого учителя есть свое место, свой уголок, дети заинтересованы в обучении, педагогический коллектив доброжелательный. Осталась.

    Но уже спустя год, не выдержав огромной нагрузки, уволилась и переехала с родителями в Санкт-Петербург. Через несколько месяцев на чужбине соскучилась по родине и вернулась в Южно-Сахалинск.

    Коллеги сразу же дозвонились до меня, сообщили, что со дня моего отъезда ничего не поменялось, меня ждут дети, мой кабинет свободен, и пригласили обратно. И вот уже семь лет, как я работаю в Гимназии № 3.

    Ощущаете ли Вы, что в педагогической профессии навсегда?

    Пожалуй, я смогу согласиться на другую работу. Если мне предложат нечто интересное, что я смогу полюбить, вне зависимости от специализации, почему бы себя в этом не попробовать.

    Родные поддержали Ваше решение стать педагогом?

    Думаю, именно благодаря родителям я стала учителем. Они всегда говорили и продолжают говорить, что быть учителем почетно. Мама, папа и родной брат с гордостью говорят всем, что я учитель. Муж тоже гордится, но чаще терпит. (Смеется)

    С какими сложностями Вы столкнулись в первый год работы?

    Мне сразу же дали девятый класс, которому предстояло ставать ОГЭ. Но некоторые дети и родители посчитали, что молодой учитель не справится с подготовкой учеников к выпускному экзамену. Открыто они не выражали недовольство, но обстановка была напряженная, неприятная.

    К счастью, руководство, другие учителя встали на мою сторону, и именно эта поддержка помогла мне в последствии вернуться обратно.

    Вы все-таки довели своих учеников до ОГЭ?

    Да, и они сдали его весьма успешно. И многие из тех, кто перешел в 10 класс, приходили ко мне с благодарностями и извинениями за свое недоверие.

    Пережитый опыт изменил Ваш подход к профессии?

    Безусловно, педагогический опыт повлиял на меня.

    Из положительного влияния отмечу, что я стала терпимей, выносливей, но, при этом, ощущаю себя более занудной, сложно переживаю свою чрезмерную ответственность, которая частенько не дает спокойно спать по ночам.

    Кроме того, изменилась реакция на подобные выпады детей в мой адрес. Если сейчас я вдруг столкнусь с негативом от учеников, я не буду копаться в себе, страдать, я постараюсь выяснить причину их недовольства и конструктивно решить проблему.

    Согласны ли Вы с утверждением, что главная сложность учителя — работа с родителями учеников?

    Да, думаю, так и есть. В первую очередь потому, что между детьми и родителями не налажен контакт. Дети имеют одну жизненную позицию, они обладают своим опытом, взглядом на жизнь; родители зачастую занимают другую, противоположную позицию.
    Задача учителя состоит в том, чтобы примирить внутренний конфликт, показать пути преодоления кризиса непонимания.

    В чем этот внутренний конфликт заключается?

    Ни для кого не секрет, что сегодня родители требуют от детей хороших оценок. Иногда это происходит от незакрытой потребности родителей в самореализации. При этом, часто дети сами понимают, что на ту оценку, которую от них требуют родители, они предмет не знают.
    Кроме того, много недопонимания вызывает процесс дальнейшей профориентации.

    Есть ли у Вас рекомендации для родителей?

    Я призываю родителей видеть в детях детей. Не воспринимать их как зрелых, сформировавшихся личностей, которые полностью несут ответственность за свою жизнь, за учебу, подготовку к экзаменам.

    Да, есть отдельные ученики, способные самоорганизоваться, но зачастую, даже одиннадцатиклассники не могут полноценно организовать свой процесс обучения.

    Участвуйте в их жизни, уточните: «Ты сегодня прорешал ЕГЭ? Давай вместе разберем то, что тебе было непонятно!». Взаимодействие родителей и детей не должно ограничиваться вопросом «какие оценки ты сегодня принес?». Ребенку нужно доказать, что родители его любят.

    Ученики делятся с Вами своими переживаниями?

    Недавно, разбирая литературные произведения, мы с детьми дискутировали на тему: «Каким должен быть отец?». В сочинениях, написанных учениками по итогу дискуссий, я прочла столько откровений! Дети как будто наконец смогли выговориться. Некоторые даже плакали.
    Но были и те, которые формально подошли к заданию, промолчали, не открылись, для них это сокровенно.

    А Вы мотивируете своих учеников?

    Их сейчас сложно мотивировать, они все работают за оценки.
    Первый вопрос, который они мне задают перед любым заданием, тестированием: «А это на оценку?». «На оценку», в их понимании, значит, что они будут лучше стараться, возможно, воспользуются шпаргалками и точно подпишут свою работу.
    По-моему, работа «на оценку» — это худшая школьная мотивация.

    Возможно, они так поступают потому, что оценка — мера знаний ребенка?

    По моим убеждениям, оценка — это не мера знаний, а результат совокупности множества факторов: выспался ли сегодня ребенок, какое у него сейчас настроение, климат в его семье, выучил ли он параграф, пропускал ли он объяснение этого информационного блока и так далее.

    Поэтому оценка — это показатель того, как ученик себя чувствует в конкретный момент в системе подготовки к итоговому испытанию.

    Вы замечаете, когда дети Вами манипулируют?

    Современные ученики не научились ни списывать, ни манипулировать! (Смеется)
    Обычно манипуляция самая примитивная — через речь: «Если я не получу четверку в четверти, меня родители не возьмут в отпуск!» Произнесут и ждут от меня то ли дополнительного задания, то ли «нарисованной» оценки.

    Манипуляция работает?

    Стараюсь быть объективной. Если я вижу хорошую работу ученика в течение предыдущего периода, даю шанс исправиться. Не воспользовался шансом — я не виновата.

    А что мотивирует Вас?

    Я балансирую между двумя принципами.
    Первый — цитата Пьера Бауста: «Успех — это лестница, на которую не взобраться, держа руки в карманах». Для меня это руководство к работе на пределе возможностей, к максимальному вовлечению в рабочий процесс.
    Второй: «Жизнь не только для работы». О нем я вспоминаю, когда в пустой школе задерживаюсь допоздна, проверяя тетради.
    Как видите, они взаимоисключающие; пока у меня получается ими жонглировать. (Смеется)

    Что бы Вы порекомендовали тем, кто хочет стать учителем?

    Обычно говорят, нельзя стать учителем, если не любишь детей. Я же убеждена, что любовь в данном случае вторична. Прежде всего, детей нужно уважать. А также с уважением относиться к коллегам и родителям.
    Кроме того, надо осознать, на сколько ты хочешь работать с большим количеством людей, быть гибким, уметь искать компромиссы.

    Считаете ли Вы высшее образование обязательным?

    Мои родители до сих пор считают высшее образование обязательным этапом становления личности. Я, глядя на современных детей, понимаю, что нет. Уже в школе некоторые ученики зарабатывают хорошие деньги на прикладных профессиях бровиста, мастера маникюра, кондитера.
    Если им это нравится, приносит им доход, пусть развиваются в этом направлении. Обиднее, если полученный в ВУЗе диплом не пригождается.

    Поделитесь своим достижением на данный момент?

    Раньше я бы посчитала таковым свое участие в 2022 году в финале конкурса «Учитель года», но теперь понимаю, что это только ступенька на пути к успеху.
    Поэтому, я, пожалуй, скажу, что мое достижение — дети начинают читать. Ученики заказывают книги, показывают мне их, на внеклассных чтениях с удовольствием делятся своими впечатлениями о прочитанном.

    Какую литературу предпочитают ученики?

    Они любят современную литературу. Им интересно читать книги тех авторов, которые сейчас живут с ними на планете; дети следят за их соцсетями, углубляются в авторскую стилистику языка.

    Современная литература очень разнообразна и не всегда полезна. Поделитесь, пожалуйста, своими рекомендациями.
    Эдуард Веркин «Облачный полк»; Ольга Громова «Сахарный ребенок»; Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13»; Дина Рубина «Двойная фамилия»; Евгений Водолазкин «Авиатор»; Лия Арден «Мара и Морок»; Николай Пономарев «Точка бифуркации»; Дэвид Алмонд «Скеллиг»; Луис Сашар «Ямы», «Мальчик с последней парты».

    А как вы относитесь к литературному туризму?

    Это отличная идея! Я бы с удовольствием отправилась с детьми в Париж, город, где творил Виктор Гюго. Хочу показать им настоящий романтизм!


    ИА «Citysakh.ru» (Ситисах.ру) со ссылкой на пресс-службу администрации Южно-Сахалинска

    Фото: личный архив Ирины Владимировны

    Стань соавтором — присылай новости на +79147662000 и получай денежное вознаграждение

    Подписывайся на нас в социальных сетях:

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 5189

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также