Все новости

    Всегда ли прав учитель и можно ли с ним спорить, рассказала Citysakh.ru преподаватель английского

    ЮЖНО-САХАЛИНСК, 26 апреля, Citysakh.ru. Сегодня Citysakh.ru познакомит вас с Буровой Ксенией Михайловной — учительницей английского языка Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска. Молодая и улыбчивая, она уже 10 лет ломает стереотипы о скучных школьных «училках» английского, внедряет демократические методы обучения в родной школе, реализовала грантовый проект «Английский diving», не останавливается на достигнутом и полна решимости увидеть весь мир своими глазами.

    Ксения Михайловна, мечтали ли Вы в детстве о карьере учителя?

    Было бы здорово, если бы это была мечта, но нет, я очень хотела стать переводчиком, связать свою жизнь с путешествиями и изучением иностранных языков. Это привело меня на филологический факультет Сахалинского государственного университета.

    Похоже, карьера учителя началась случайно?

    Точно! Через четыре года, по окончании ВУЗа, я совершенно случайно зашла проведать свою школу — Гимназию № 3.
    Пользуясь случаем, прежний директор — Киктева Анастасия Николаевна предложила мне пройти собеседование на вакансию учителя английского языка. И уже в августе того же года меня ждали на работу.

    Получается, Вы предали свою мечту о путешествиях?

    Вовсе нет! Мечта реализовалась в другом направлении. Я учитель, нахожусь в классе с сентября по май, а в летние каникулы я путешествую сама, сопровождаю детские группы в образовательных поездках. На моем счету много посещенных стран: и Канада, и Штаты и Британия. В нашем кабинете много сувениров, привезенных мною из разных стран.
    Так дети видят, для чего нужен иностранный язык, он раскрывает границы, расширяет кругозор.

    Изменилось ли Ваше представление о профессии спустя 10 лет карьеры учителя?

    Безусловно! У молодого специалиста много амбиций, он хочет изменить систему, раздвинуть рамки, считает, что «правила существуют, чтобы их нарушать».
    Этот внутренний протест распространяется, в том числе, на требования к внешнему виду педагога: «я буду носить то, что я хочу, а не то, что диктуют правила учебного заведения!"
    Однако с возрастом происходит принятие, не приспособление, а именно принятие рамок, границ, приходит осознание для чего они установлены.

    То есть сейчас Вы полностью интегрированы в «систему» образования?

    Про систему образования я поняла следующее: нельзя идти против нее, но в рамках действующей системы можно создать площадку, внутри которой можно комфортно продолжать работать.
    Вот недавно несколько молодых учителей в городе столкнулись с непониманием на работе, не смогли найти поддержку со стороны коллег.
    Чтобы преодолеть назревающий кризис они объединились и создали свое сообщество для обсуждения проблем, обмена опытом и более активного взаимодействия; учителя, в конце концов, смогли выговориться.
    Сейчас это профессиональное комьюнити — Объединение молодых педагогов Сахалинской области, сопредседателем которого я являюсь.

    Однако, Вы сами наверняка подверглись изменениям в связи с выбранной профессией?

    Конечно! Опыт работы учителем наполняет меня духовно. Я стараюсь быть примером для других учителей, для учеников, для родителей, человеком, у которого они могут получить одобрение, совет, наставление.
    Я понимаю, что от меня многое зависит. Каждый день, каждый урок я «соприкасаюсь с душами» учеников, а для этого необходимо соответствовать высоким нравственным стандартам.

    Есть ли у Вас рекомендации для тех, кто хочет связать свою жизнь с педагогикой?

    Терпения я им желаю. Подумайте дважды, прежде чем войти в школу.
    Осознайте, готовы ли вы к тому высокому напряжению, которое ожидает вас в профессии: на вас будут направлены сотни взглядов учеников, родителей, коллег. И это обязывает вас соответствовать высоким моральным принципам.
    Но когда вы вступили на педагогическую стезю, творите и ведите за собой!

    Как Вы сами справляетесь с подобным напряжением и давлением?

    Всегда пользуюсь тремя принципами:
    Первое — надо быть влюбленным в свой предмет, обожать то, чем занимаешься, чтобы заряжать и мотивировать учеников.
    Второе — несмотря на возвышенный статус школы как «храма знаний», надо осознавать, что школа — это работа, и работа должна занимать только часть жизни.
    Третье — за пределами работы должна быть активная деятельность — друзья, семья, хобби, отличное от основной деятельности. Они помогают «не перегореть». Совсем недавно я завела себе собаку!

    Вы считаете, авторитет учителя по-прежнему высок?

    Да, однако и здесь, на мой взгляд, происходят изменения. Мне кажется, сейчас учитель не владеет единственно верным, истинным знанием.
    Своим детям я разрешаю оспаривать мое мнение, если они с ним не согласны. Без агрессии, вежливо и взвешенно, я принимаю от них только аргументированные возражения, а не голословное «нет».
    Это позволяет наладить с учениками доверительный диалог, дает возможность ребенку донести до учителя свою точку зрения.

    Есть ли у Вас рекомендации родителям?

    Актуалочка! (Смеется). Родители — те же учителя, они пример для подражания, образец поведения для своих детей.
    Потому-то им следует прислушиваться к учителю, понимать, что мы с ними на одной стороне, мы вместе создаем среду, в которой детям должно быть комфортно развиваться, получать качественное образование.
    Между учителями и родителями не должно быть противостояния, соревнования, более того, если учитель молодой, опытным родителям следует помогать ему, направлять.

    Называли ли Вас ученики «плохим» учителем?

    Да, случалось, школьники меня обижали грубым словом. Это как маме в лицо кинуть «Я тебя не люблю!».
    В начале карьеры я очень переживала по этому поводу, принимала их слова за истину. Но с годами я углубилась в этот вопрос, получила наставления от опытных учителей, изучила рекомендации, и поняла — что подобный всплеск у ребенка — это доступная ему в рамках школьного обучения естественная негативная эмоция. Часто агрессия возникает от недостатка внимания.

    Высказавшись, ученик начинает «остывать» и анализировать свой поступок, тем самым, преодолевает очередной этап взросления.
    Теперь, если такое вдруг происходит, я беру паузу, выдыхаю, пью воду и выхожу на прямой личный диалог с учеником. Выясняю причины его эмоционального всплеска: не хватило времени усвоить урок, не понимает материал; обязательно доношу до него, что я хочу для него только блага, хочу, чтобы он учился, чтобы у него все получалось. Для восполнения пробелов в понимании материала даю ему дополнительные задания, разъясняю непонятные моменты.

    Бывает ли, что ученики подшучиваю над Вами?

    Над молодым педагогом ученики частенько пошучивают на уроках.
    Иногда говорят колкие шутки. Тем самым, дети испытывают учителя. Не стоит забывать, что колкие шутки говорят об остроумии ученика.
    Однако, важно объяснить ученикам, что озвученная шутка, возможно, очень хорошая, но уместна в другой ситуации, например, среди друзей.

    Как Вы относитесь к шпаргалкам?

    Будучи ученицей, я сама списывала очень редко, чаще списывали у меня. (Смеется).
    Сейчас я не объявляю войну шпаргалкам, конечно, слежу за порядком, но действую по принципу: «не пойман, не вор!». Иногда дети разыгрывают меня, передают друг другу «шпаргалку», а там смайлик нарисован.
    Бывают совсем ленивые ребята, которые просто распечатывают ответы на контрольную, но мы, учителя, еще хитрее, даем задания измененные, поэтому сразу вычисляем, кто списывает.

    Как вы считаете, уроки английского языка могут конкурировать по значимости с другими школьными предметами, например, русским языком?

    Для нас, русскоговорящих, английский язык — второстепенный предмет. Сначала нам нужно овладеть нашим собственным языком, научиться красивым речевым оборотам, фразам, грамотной речи. Только владея родным языком можно научиться грамотно мыслить и изъясняться на чужом языке.

    А если ученик — закоренелый математик или спортсмен и не испытывает тяги к иностранным языкам?

    Тут важен персональный подход, для этого нужно узнать глубже предпочтения учеников. Можно прийти к нему на матч, поболеть за него и его команду. В столовой можно присесть рядом с ним, пообедать; дать «пять» на перемене. Тогда ученик проникнется участием учителя в его жизни и, вполне вероятно, полюбит предмет.

    Правда ли, что просмотр фильмов на иностранном языке и прослушивание иностранной музыки — одни из лучших инструментов для изучения языков?

    Да, методы рабочие, на уроках мы смотрим фильмы, слушаем музыку, разбираем произношение героев, оцениваем грамотность их речи. Если она отличается от нормативов, это тоже очень интересно — таким способом мы можем изучать диалекты, язык становится «живым»

    Тогда, возможно, изучение языковых нормативов — излишняя мера?

    Это частое возражение от детей. Я им отвечаю, что нормированный язык позволяет практически всем носителям этого языка нас понять: и подросткам, и старшему поколению.
    А разговорный язык -это уже производное от нормы. Владея «нормой», можно глубже погружаться в иностранную среду, экспериментировать с языком.

    Какое Ваше жизненное кредо?

    Мне запали в душу слова Редьярда Киплинга: «Наполни смыслом каждое мгновенье…». То есть, не прозябай, не отсиживайся, иди вперед и делай полезное, пусть после тебя останется хороший след.


    ИА «Citysakh.ru» (Ситисах.ру)

    Фото: личный архив Ксении Буровой

    Стань соавтором — присылай новости на +79147662000 и получай денежное вознаграждение

    Подписывайся на нас в социальных сетях:

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 8436

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто