Все новости

    Из офицера полиции в педагоги: как учитель географии нашёл свое призвание

    ЮЖНО-САХАЛИНСК, 20 апреля, Citysakh.ru. Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года — признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

    Наша Сахалинская область — родина многих выдающихся педагогов, поэтому редакция CitySakh.ru, решила посвятить этой теме серию интервью.

    Сегодня корреспондент CitySakh.ru познакомит наших читателей с учителем географии МБОУ «ООШ с. Восточное» Радьковым Иваном Александровичем — победителем конкурса «Учитель года Сахалинской области 2022» в номинации «Цифровой учитель».
    У Ивана Александровича относительно небольшой стаж педагогической деятельности — четыре года, но ему уже есть, чем поделиться с нашими читателями.

    Иван Александрович, как Вы пришли в педагогическую деятельность?

    Путь в педагогику был тернист. По окончании школы я, как многие мальчишки, грезил военной специальностью — хотел стать сотрудником федеральной службы безопасности, но досадная случайность заставила отказаться от этих планов.

    Вторая предпочтительная специальность — инженер по технике безопасности тоже оказалась недоступной в силу отсутствия подходящего учебного заведения.

    Тогда по рекомендации знакомого я поступил в педагогический ВУЗ и вполне успешно его окончил, но связывать свою жизнь со школой не спешил: пройденные производственные практики в школах надолго отвернули меня от профессии учителя.
    Поэтому, отслужив срочную службу, устроился работать в полицию, где сменил несколько подразделений, в том числе по делам несовершеннолетних.

    Именно работа в этом непростом подразделении помогла мне вновь обратить внимание на педагогику.

    Однако, педагогика и полиция — очень разные профессии, что же повлияло на смену деятельности?

    Я работал непосредственно с трудными детьми, которым банально не хватало ни родительского внимания, ни учительского контроля.

    Заступая на смену, я видел детей двенадцати, тринадцати лет, праздно шатающихся по городу; им были не чужды все пороки взрослых людей: они пили, курили, дебоширили.

    Тогда у меня сложилось четкое представление, что изменения должны начинаться со школы, с личного примера педагога, когда еще можно повлиять на поведение ребенка. Потом его исправить очень сложно.

    Повлиял ли Ваш собственный школьный опыт на выбор профессии педагога?

    Конечно, я, будучи школьником, осознавал, что есть учителя, которые работают «от звонка до звонка», а есть те, которые искренне интересовались делами учеников, их планами на будущее, окружением друзей и знакомых.
    Это сформировало мое представление о том, каким педагогом я хочу себя видеть.

    А кто предложил Вам работу учителя?

    Все удачно совпало: я жил по соседству с прежним директором школы МБОУ «СОШ с. Новое» Крамсковым Алексеем Николаевичем, который однажды в соседской непринужденной беседе посетовал на отсутствие в школе учителя географии, а я, в свою очередь, поделился с ним, что мое образование как раз — учитель географии.

    Через нескольких дней после беседы я приступил к работе в школе.

    До сих пор я благодарен Алексею Николаевичу за его судьбоносное предложение и поддержку.

    Как Вы относитесь к сравнению современных учителей и учителей «советской школы»?

    Поскольку школа, в которой я работаю — сельская, жизненный уклад семей моих учеников такой, что их воспитанием частенько занимаются бабушки и дедушки, обучавшиеся по советской системе образования. В этих случаях ощущается определенное сравнение, не в пользу нынешнего времени.

    Таким людям я стараюсь объяснить, что мир меняется, и для качественного улучшения жизни, в частности, образования, необходимо идти в ногу со временем. Многое из советской системы образования просто теряет актуальность в современных условиях.

    Да, необходимо признать, что техническое оснащение школ советского периода было лучше — ученики имели доступ и к приборам для опытов, и реактивам, и образцам пород.

    Сейчас же школы стараются восполнить недостающее техническое оснащение цифровизацией: компьютерной техникой, программным обеспечением.

    Ощущается ли недостаток чего-либо в Вашей школе?

    Хочу прежде отметить, что оснащение школы во многом зависит от ее руководства и педагогов, их нацеленности на качественный образовательный процесс.

    Наша школа, по моему убеждению, оснащена всем необходимым для обучения. Но, опять-таки, оснащенность не означает, что учителя будут пользоваться предоставленными им ресурсами.

    К сожалению, я наблюдал, как учителя «старого» поколения принципиально не используют весь предоставленный им цифровой ресурс, предпочитая использовать цифровую доску просто как экран проектора, на котором демонстрируют обычные презентации.

    фото: из личного архива Радькова И. А.

    Все опять возвращается к личности педагога?

    Да, если учитель хочет меняться, то и ученики будут меняться, развиваться вместе с ним.

    Мое жизненное кредо: «Лучший пример — личный пример».

    Я веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом — люблю хоккей, дети это видят и сами разделяют правильные ценности.

    А с какими трудностями профессии вы сталкиваетесь и как вы их преодолеваете?

    Трудностей достаточно. Но самое сложное для меня — это родители. Непонимающие родители.

    Как проявляется их «непонимание»?

    Такое часто случается, когда предлагаешь школьникам задание, отличное от тех, что содержит учебник.

    Обычно это касается заданий, призванных помочь ребенку не только выучить теоретический материал, но и разобраться в природе происходящих событий или явлений, выработать практические навыки.

    Например, в пятом классе у нас есть задание наблюдать погоду в течение месяца и фиксировать ее показатели в специальном дневнике: три раза в сутки смотреть на уличный градусник, отмечать температуру, проставлять символы осадков, тумана, облачности.

    Это способно вызывать родительское негодование?

    Да, некоторые родители были уверены, что я не хочу ничему учить детей, поэтому заставляю учеников заниматься «не пойми чем». (Смеется)

    Мне пришлось проводить отдельное родительское собрание, чтобы их успокоить и все разъяснить. Я показал им учебную программу, в которой подобные задания предусмотрены.

    К счастью, Министерство просвещения все детально проработало.

    Вы доказали родителям практическую пользу наблюдения детей за погодой?

    В этом году я проводил урок Цифры в IT-кубе «Южный», где на базе специальной цифровой учебной лаборатории дети учились предсказывать погоду, использую данные, полученными ими при ведении дневника наблюдения.

    Родители убедились в необходимости таких практических заданий, чтобы дети не просто запоминали правила, но умели разбираться в самом процессе.

    Есть ли у Вас рекомендации для родителей?

    Да, конечно, я бы рекомендовал родителям взаимодействовать с учителями, доверять им.

    А это возможно в том случае, когда авторитет учителя в глазах общества, статус профессии будут высокими. Родители не должны относиться к педагогам как к обслуживающему персоналу.

    Поэтому, здорово наладить взаимопонимание между всеми компонентами: учителями, школой, родителями, детьми.
    Тогда, совместными усилиями, получится вырастить достойного Человека.

    Как Вы мотивируете своих учеников?

    Наша школа внедрила конкурс «Сто пятёрок». Ученик в течение обозначенного времени, например, четверти, должен собрать как можно больше отличных отметок.

    А поскольку география не такой сложный предмет, как математика или русский язык, дети с удовольствием зарабатывают свои желанные пятерки на моем предмете.

    Но все по-честному, я не даю никаких «левых», «дополнительных» заданий, только то, что входит в учебный план.
    А вот, что ждет победителя — секрет. (Смеется)

    Что бы Вы рекомендовали будущим учителям?

    Терпения, терпения и еще раз терпения. (Смеется)
    К профессии учителя необходимо подходить с осознанием, что мы воспитываем и обучаем маленьких людей, и то, что мы в них заложим, что «посадим», то и «прорастет».

    Есть ли у Вас цель?

    Да, конечно, если ничего внезапно не поменяется, и я останусь в профессии, то в следующем году обязательно поборюсь за главную номинацию областного конкурса «Учитель года Сахалинской области», чтобы представлять нашу школу и наш регион на всероссийском этапе конкурса.


    ИА «Citysakh.ru» (Ситисах.ру)

    Стань соавтором — присылай новости на +79147662000 и получай денежное вознаграждение

    Подписывайся на нас в социальных сетях:

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 4184

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто