«Сегодня у нас на территории не действуют никакие региональные нормативные документы, посвященные проблеме энергосбережения», — рассказал начальник отдела энергосбережения департамента ТЭК и ЖКХ Сахалинской области Юрий Арентов.
По его словам, такое положение дел вызвано тем, что 28 декабря 2005 г. в силу вступил принятый региональными парламентариями закон № 107 «О признании утратившим силу закона Сахалинской области «Об энергетической политике и энергосбережении на территории Сахалинской области».
По словам главного специалиста института «Сахалингражданпроект» Вилли Микиртумова, разработанный в конце 1999 г. — начале 2000 г. закон Сахалинской области «Об энергетической политике и энергосбережении на территории Сахалинской области» в свое время был признан одним из лучших нормативных актов России. В нем были элементы энергетической политики. То есть — в документе были четко прописаны задачи по повышению энергоэффективности в регионе, а также способы и методы их решения с соответствующими подпрограммами. В частности, в закон входили следующие программы повышения эффективности: работы котельных, использования энергоресурсов в зданиях бюджетной сферы, использования энергоресурсов в жилом секторе, а также производства энергосберегающего оборудования и материалов в области.
Был определен и орган власти, который бы контролировал исполнение закона. Однако такой орган был определен лишь на бумаге. Дальше нее реализация передового на то время нормативного акта не пошла. В итоге закон отменили.
«Мы обязательно включим большую часть элементов старого закона в новую программу повышения энергоэффективности, к разработке которой приступим в начале 2010 г.», — заявил в ответ Ю. Арентов.
Несмотря на то, что участники заседания признали важность и актуальность ФЗ «Об энергосбережении», в его адрес звучали и критические высказывания.
Заместитель генерального директора ОАО «Сахалинэнерго» по экономике Владимир Сидоренко, анализируя задачи, которые ставит закон перед регионами, отметил в них ряд «белых пятен». Например, ему не совсем понятно, на какие деньги будут повышать собственную энергоэффективность районные предприятия ТЭК, у которых и без того дела, как правило, обстоят не лучшим образом.
Кроме того, существующая тарифная политика, по мнению В. Сидоренко, должна поощрять собственников к установке и использованию счетчиков. А сейчас людям выгоднее платить по существующим нормативам потребления энергоресурсов, чем выкладывать деньги на приобретение дорогостоящих приборов учета.
Свою точку зрения на проблему высказал и депутат Сахалинской областной Думы Сергей Предыбайлов. Как считает парламентарий, многие региональные управляющие компании даже не собираются разрабатывать планы по повышению собственной энергетической эффективности, а ресурсоснабжающие организации заинтересованы только в одном — произвести как можно больше ресурса, эффективность же его использования для них дело вторичное.
Следовательно, сделал вывод С. Предыбайлов, необходимо в обязательном порядке создавать нейтральный управляющий орган и возлагать на него задачи по контролю за исполнением программы повышения энергетической эффективности в Сахалинской области. Иначе участники этой программы так и будут продолжать тянуть одеяло только на себя.
Павел Рябчиков
Источник: РИА «Сахалин-Курилы»