«Загадочная история Бенджамина Баттона» (США, 2009, Дэвид Финчер). Экранизация рассказа Френсиса Скотта Фитцжеральда (весьма далекая, к слову, от духа и буквы оригинала) -- главный в этом году именно что художественный фильм. Признанный не самой главной удачей Дэвида Финчера, не собравший подобающего количества «Оскаров», но на удивление неплохо прошедший в прокате, фильм этот не просто торжество спецэффектов, позволяющих увидеть Брэда Питта таким, каким он был лет двадцать назад, а величественная и умная фреска.
«Розовая Пантера 2» (США, 2009, Харальд Цварт). Культовый детектив «Клю-у-у-з-о-о-о» в том виде, каком его понимает Стив Мартин, вернулся в относительно провальном «сиквеле ремейка» старой абсурдистской комедии и заставил самых разных людей хохотать до колик. В год, когда практически развеялась комедийная аура Джадда Апатова («Приколисты» не в счет -- больно уж странные), единственное зрелище, на котором можно было надорвать живот отчаянно и бесповоротно, именно этот фильм. Немыслимых размеров глупость и одновременно всеми органами чувств ощутимое величие.
«Хранители» (США, 2009, Зак Снайдер). Конгениальное оригиналу (графическому роману Алана Мура) произведение. Альтернативная история (пересказанная в лучших за год вступительных титрах), сложные взаимоотношения супергероев (или тех, кто считает себя таковыми), окровавленный «смайлик» на дешевом значке. И потрясающий саундтрек -- кажется, что все задействованные в звуковой дорожке мелодии (от Вагнера до Пола Саймона) на самом деле родом из той реальности, которую мы никогда не переживем, а сможем только увидеть благодаря искусству движущихся изображений.
«Звездный путь» (США, 2009, Джей Джей Абрамс). Из всех шумных, дорогих и кассовых бестселлеров года новая версия старого телесериала про космонавтов из далекого будущего -- самый, если можно так выразиться, приятный. То есть, если по Канту, «то, что нравится в восприятиях чувствам», «доставляющий удовольствие, радующий», «вызывающий симпатию, расположение». Отменная и неглупая, что особенно ценно, космическая опера, созданная творцом великого «Лоста». И на редкость непротивные молодые звезды в главных ролях.
«Затащи меня в ад» (США, 2009, Сэм Рейми). После нескольких лет, завязших в паутине «Человека-паука», великий Сэм Рейми вернулся к породившему его жанру ужасов и триумфально въехал обратно в пантеон на закорках древнегреческой демоницы Ламии. У многих на этом фильме получалось от души хохотать (как и на классических «Зловещих мертвецах» того же Рейми), но тем, кто знает толк в настоящих ужасах, было не до смеха. Абсолютный триумф, не лишенный сатирических ноток, но от того ничуть не менее леденящий.
«Джонни Д.» (США, 2009, Майкл Манн). Абсолютно классицистское произведение, снятое тем не менее на новомодные ручные камеры. Гангстерская сага, которая могла в лучшем случае стать бенефисом Джонни Деппа в роли легендарного Джона Диллинджера, а на поверку обернулась восхитительнейшим фильмом, равного которому (как минимум в жанре) еще долго не будет. Один выдающийся отечественный монтажер признался как-то, что не в состоянии выключить ни один фильм Манна, с какого бы места его ни довелось смотреть. После «Джонни Д.» его понимаешь раз и навсегда.
«Бесславные ублюдки» (США, 2009, Квентин Тарантино). Тарантино сдулся! Тарантино халтурщик! Первая настоящая неудача! На все эти аргументы единственно верным ответом будет автоматная очередь или крепкий удар битой по виску. Ибо фантазия Квентина на тему «как-то раз оккупированной Франции» -- два с половиной часа дистиллированного киноманского да и просто чисто человеческого восторга. Или это не шедевр, или я не знаю Арканзаса!
«Посылка» (США, 2009, Ричард Келли). После «Донни Дарко» прыгать выше было вроде бы некуда. Но Ричард Келли смог. И снял потрясающую версию классического рассказа Ричарда Мэтесона, в которой основной сюжет уложился в первые минут пятнадцать, а потом началось такое, что и не снилось нам, мудрецам… Именно нечто подобное снится людям, которые привыкли засыпать с брошюркой дешевой (но на самом деле бесценной) фантастики под подушкой. Но только Келли смог воплотить свои грезы в целлулоиде.
Станислав Ростоцкий
Источник: vremya