По его словам, именно перед Новым годом продавцы ловко расставляют ловушки, способные не только оставить в душе покупателя глубокий след разочарования, но и отравить праздники. И даже — вогнать в длительные долги.
Как пишет «Российская газета», неприятной особенностью нынешнего предновогоднего шопинга стали потребительские кредиты. Год назад из-за кризиса они практически ушли из магазинов. В этом вернулись, но в еще большей «красе», чем раньше. «Ставки по потребительским кредитам стали баснословными — выросли до 30−60 процентов годовых. При этом банки и магазины, разогревая покупателей на совершение покупки, стараются до последнего момента скрыть, под какой конкретно процент они дают деньги в долг и какие суммы потом в течение года им придется выплачивать», — поясняет эксперт.
Вернулась, по его словам, и старая схема — размер ставки и все прочие расценки указываются где-нибудь в конце договора и мелким шрифтом. И в итоге, осознание того, сколько человек переплатил и в какую загнал себя кабалу, наступает, как правило, уже дома, после того, как товар куплен и все документы подписаны.
Эксперт напомнил, что почти все предновогодние «акции» — не что иное, как надувательство. «К сожалению, в нашей стране не контролируется ценообразование, а поэтому магазины спокойно за день до „распродаж“ взвинчивают цены, а потом делают на них „скидки“. В результате для покупателя создается иллюзия выгодности совершения покупок, а на деле потребители платят за товары в лучшем случае обычную цену, в худшем — завышенную, даже несмотря на сделанную скидку», — поясняет Янин.
И еще одна ловушка. Эта — из новых. Продажа дорогостоящих товаров «с торговой наценкой магазина». «К нам обратился человек, который купил жене к Новому году в автосалоне „Ладу приору“ в 1,5 раза дороже ее обычной стоимости — практически по цене иномарки», — рассказывает Дмитрий Янин. Схема была следующая: мужчина выбрал авто с опциями. Ему посчитали общую стоимость, но в последнюю минуту до подписания договора сказали, что на сумму накручивается торговая наценка и вписали цифру практически в полтора раза выше оговоренной. Не успел он сориентироваться, как ему уверенно подсунули договор, который он автоматически подписал. «Как только речь заходит о каких-то дополнительных торговых наценках, не указанных на ценнике, бегите из этого магазина, ни на секунду не сожалея об этом, иначе станете жертвой мошенничества. Именно так можно охарактеризовать работу таких продавцов и эту схему. И по такой формулировке их можно попытаться привлечь к ответственности. Хотя доказать мошенничество не просто и надо обязательно привлекать милицию», — считает Дмитрий Янин.
Тем не менее социологические опросы показывают, что россияне в канун Нового года скупиться не собираются. Социологи опросили более 50 тысяч жителей крупнейших городов страны в возрасте от 22 до 55 лет, которые зарабатывают больше девяти тысяч рублей в месяц. Получилось, что расходы этих россиян в декабре 2009 года вырастут на 14 процентов. Год назад спрос в декабре всколыхнулся только на 8 процентов. Мужчины в среднем намерены истратить на Новый год почти на семь тысяч рублей больше, чем женщины. Каждый москвич потратит на 4,9 тысячи рублей больше, чем жители других регионов.
Ольга Радько
Источник: nr2