Из-за глобального потепления не смогут летать самолеты.
Западные ученые, специализирующиеся на изучении климата, «порадовали» мировую общественность очередной новостью про глобальное потепление. По их авторитетному мнению, дальнейший разогрев атмосферы приведет к тому, что плотность воздуха станет существенно меньше сегодняшней и пассажирские самолеты попросту не смогут взлетать. Увидит ли планета конец эры авиации, выяснял корреспондент «МП».

Надо сказать, что информация о сенсационном прогнозе с самого начала вызвала у экспертов серьезные подозрения. Во-первых, ни один из источников, распространивших сообщение об открытии, не давал ссылок на его авторов. Иначе говоря, оно сделано некими анонимными «учеными» из непонятно какой страны и представляющими неизвестную научно-исследовательскую организацию. Конечно, подобные вещи можно списать на непрофессионализм тех, кто публиковал сообщения. В конце концов данные получены из зарубежных источников, и имена и регалии ученых могли попросту «потеряться» из-за недостаточного понимания доморощенными переводчиками буржуйских языков. Во-вторых, анонимные ученые почему-то применили весьма примитивную методику исследования. Они просто вычислили среднюю скорость повышения температуры воздуха на планете и рассчитали, какой она будет через несколько лет. Ничего не известно о том, были ли учтены какие-либо дополнительные факторы, которых в погодно-климатических явлениях насчитывается немало.

Как бы то ни было, давайте проведем мысленный эксперимент. Предположим, что сомнительный прогноз все же сбудется и температура земной атмосферы будет продолжать неуклонно повышаться, оправдывая мрачные ожидания пессимистично настроенных климатологов. Чем это грозит авиационной технике, которая действительно весьма сильно зависит от природных условий, существующих сегодня на нашей многострадальной планете?

Если рассматривать проблему с формальной точки зрения, то можно констатировать, что возможность самолета взлететь действительно зависит от плотности воздуха. В конце концов подъемная сила и создается разностью плотности над крылом и под ним. Отсюда нехитрый и вполне справедливый вывод: меньше плотность — сложнее взлетать. То, что воздух тем разреженнее, чем выше его температура, также ни для кого не является секретом. А это означает, что и второй вывод таинственных «западных ученых» по меньшей мере соответствует правилам элементарной логики и здравого смысла. Так что же — неужели пора готовиться к постепенному отказу от авиапутешествий, пересаживаться на корабли и поезда, привыкать к тому, что заграничное путешествие требует долгих дней и даже недель пути?

Очевидно, что такое развитие событий нанесло бы тяжелейший удар мировой экономике, который по своим разрушительным последствиям оказался бы почище любого финансового кризиса. Взять хотя бы крах туриндустрии, на которой держится экономика многих небогатых южных стран. А вместе с ней рухнет и образ жизни миллионов людей, привыкших проводить отпуска на солнечных пляжах или в поездках по историческим местам.

Однако нельзя не отметить, что многие были бы отказу от самолетов даже рады. Речь, конечно, о них — людях, страдающих аэрофобией.

На многих тематических интернет-форумах уже встречаются сообщения примерно такого содержания:

- Как же я рад, что эти проклятые гробы с крыльями наконец-то перестанут летать. Я скорее готов неделю трястись в поезде, чем в течение нескольких часов висеть на высоте десяти километров! Исчезновение самолетов пойдет нам всем во благо, пусть даже кто-то этого пока не понимает.

Впрочем, пока глобальное потепление не поставило крест на авиаперелетах, страдающим аэрофобией придется помучиться новым страхом: пониженной плотностью воздуха. Если раньше пугливые пассажиры напряженно прислушивались к звуку турбин, прилипали к иллюминатору во время каждого маневра и застывали восковыми фигурами мадам Тюссо во время турбулентности, то теперь им предстоит бояться того, что сам воздух внезапно перестанет держать самолет над землей.

Корреспондент «МП» недавно имел возможность воочию убедиться, что информация о новой опасности уже просочилась в широкие массы: трое его воздушных попутчиков обсуждали новость так взволнованно, что слышал весь салон. Спешу успокоить всех переживающих за судьбы мировой экономики, жизни миллионов пассажиров, а также за собственные отпуска: специалисты по авиации не находят поводов для беспокойства.

— Чисто теоретически нечто подобное можно себе представить, — говорит авиаконструктор Леонид Щукин.- Однако на практике подобные прогнозы оборачиваются полной бессмыслицей. Судите сами: холодный воздух действительно считается более предпочтительным именно благодаря относительно высокой плотности. Поэтому зимнее время считается более благоприятным для полетов — силовые установки самолета работают лучше и эффективнее, чем летом. Кроме того, у каждого лайнера, разумеется, есть определенные технические характеристики, и среди них — верхний порог температуры. Например, для некоторых машин максимум — 45 градусов, хотя практика показывает, что они выдерживают и более высокие показатели. Новейшая авиационная техника в принципе способна и на большее. В конце концов самолеты преспокойно летают и в тропических странах, и в пустынных районах, где температура доходит и до 50 градусов. В действительности, когда глобальное потепление сможет серьезно осложнить работу авиации, людям, поверьте, будет уже совсем не до полетов — выжить бы. С другой стороны, я нисколько не сомневаюсь в том, что в случае необходимости будет найден способ поднять лайнеры в воздух. Но это — дело маловероятного будущего; смею надеяться, до подобных разработок дело не дойдет.

Кроме того, даже если прогноз по глобальному потеплению был составлен реально существующими учеными, то при всем уважении у нас на сегодня нет особых оснований, чтобы доверять каким бы то ни было предсказаниям относительно изменений климата. Ведь ни для кого не секрет, что причины и механизмы глобального потепления до сих пор не получили минимально приемлемого объяснения со стороны научного сообщества. К примеру, о каких прогнозах может идти речь, если, как считает ряд исследователей, климатические сдвиги зависят в первую очередь от циклов активности Солнца? Жизнедеятельность нашей звезды до сих пор во многом является загадкой для науки — просто в силу того, что последняя слишком молода, чтобы делать выводы о процессах, длящихся сотни и тысячи лет. Так или иначе, если глобальное потепление станет опасно для человечества, мы все это почувствуем.

Постскриптум для тех, кто боится летать: лучше смириться с нынешним положением вещей, чем надеяться на природные катаклизмы. В конце концов в крайнем случае полета можно избежать, а вот семидесятиградусного солнца уже не избежит никто из нас, как ни старайся.



Источник mospravda
Все новости раздела | Уникальных читателей: 1919