Транспортный налог: все выше, выше и выше

Власти российских регионов как под копирку принимают законы о максимальном повышении ставки транспортного налога. Федеральное законодательство позволяет увеличивать или уменьшать эту ставку на местах в пять раз по сравнению с базовой. Задам риторический вопрос: есть ли хоть один субъект Федерации, который воспользовался правом изменить транспортный налог в сторону уменьшения? Ответ очевиден: таких регионов на российской карте нет. Как почти не осталось тех, где фискальный жим на автовладельцев не достиг максимального предела.

Разумеется, везде столь однозначная фискальная политика оправдывается необходимостью строить и ремонтировать дороги, а то и обостряющимися социальными нуждами регионов. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что никакое повышение ставки транспортного налога в его нынешнем виде региональные бюджеты не спасает и решению дорожной проблемы не способствует. И дело не только в неэффективности расходования бюджетных ресурсов и прямом их разворовывании. Поступления от транспортного налога составляют в лучшем случае десять — двенадцать процентов средств регионального бюджета, предназначенных для строительства и ремонта дорог. И то лишь в потенциале. Поскольку собирается этот налог от силы на пятьдесят процентов от требуемого объема.

Между тем еще четыре года назад я предлагал Государственной Думе и Правительство изменить правовой режим транспортного налога путем включения его в цену на бензин в твердой сумме. Выигрыши при таком подходе очевидны: снимаются довольно острые социальные споры между владельцами разных по стоимости и мощности двигателя автомобилей. Здесь больше платит тот, кто больше ездит, что представляется наиболее справедливым решением. Решается проблема собираемости налога, поскольку с десятками тысяч автозаправок иметь дело несравненно проще, чем с десятками миллионов автомобилистов. Наконец, проведенный расчет показал, что предлагаемая система взимания транспортного налога позволила бы, не напрягая владельцев транспортных средств, поднять бюджетные поступления почти в четыре раза.

Предложение было поддержано автомобильной общественностью, заинтересовало некоторые министерства и ведомства, несколько раз обсуждалось в Государственной Думе и Совете Федерации. Но в конечно итоге было отклонено из-за резко отрицательной реакции Министерства финансов и лично Алексея Кудрина. Из приведенных контрдоводов внимания заслуживает лишь один: предлагаемый налоговый режим крайне невыгоден транспортным предприятиям и другим организациям, имеющим на балансе большое количество транспортных средств. Проблема серьезная, но вполне решаемая, как это сделано в целом ряде стран. Достаточно выделить такие предприятия в отдельную группу и взимать с них транспортный налог по отдельной схеме. При этом на автозаправках для них резервируются отдельные колонки. Так что истинные мотивы несгибаемой позиции Минфина в другом. То ли не хочется лишних забот по перестройке работы налогового ведомства. То ли пугает неизбежное сокращение штатов в связи с упрощением процедуры администрирования транспортного налога. А может быть, существуют скрытые и потому небескорыстные стимулы к тому, чтобы оставить все как есть. Во всяком случае, политический вес министра финансов пока пересиливает здравый смысл и пользу дела. Посему рекомендую владельцам автомобилей потуже затянуть пояса в ожидании предсказуемых законодательных решений региональных властей.

Источник: newsland.ru

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1701