Налоги большой дороги.

Затычка для дырявых региональных бюджетов найдена. Пока она лежит в карманах российских автовладельцев. На минувшей неделе вице-премьер Правительства РФ Александр Жуков объявил о том, что субъекты Федерации с 2010 года получат право поднять транспортный налог в два раза.

Таким способом власти решили помочь регионам, которые в следующем году недосчитаются многих доходов. А транспортный налог — это один из кормильцев местных бюджетов. Заслышав такую новость, водители тут же напряглись:

— В этом году я заплачу за свою машину 4500 рублей — объем двигателя составляет 150 л. с. Получается, в следующем — 9 тыс. руб. А на мне висит кредит за «двухлитровую” Mazda 3! Банку плевать, что теперь я зарабатываю на треть меньше. Теперь и государству, видимо, тоже…— жалуется москвич Алексей К. Мужчина уже не рад, что купил такую мощную машину: «В карман лезут просто со всех сторон — бензин опять стал дорожать”.

Владельцам машин с двигателем меньшим, чем в 100 «лошадок”, повезло больше, чем Алексею. За каждую «л.с.” они платят 7 рублей (это в Москве). А жители столицы, имеющие легковушку с мотором мощностью меньше чем в 70 л. с., вообще не должны уплачивать транспортный налог. Правда, если на одного москвича оформлены две малолитражки, за одну раскошелиться все-таки придется. В категорию «малахольных” входят практически все легковушки отечественного производства, которых на дорогах немало. И они могут здорово помочь бюджету. Существующее законодательство дает регионам право лупить с владельцев малолитражек до 25 рублей за одну лошадиную силу. И это без всяких вице-премьеров с их обещаниями.

Согласно ст. 361 Налогового кодекса РФ власти субъектов Федерации могут устанавливать свои значения этого налога. Но не больше (и не меньше), чем в пять раз относительно уровня приведенных в НК. Получается вот что: кодекс назначает базовую величину транспортного налога для легковушек до 100 л. с. в размере пяти рублей. Значит, регион вправе установить для этой категории автомобилей свой налог в диапазоне от 1 до 25 рублей за каждую сидящую под капотом «лошадку”. Таким образом, Москва в состоянии увеличить нагрузку для владельцев малолитражек еще в три с лишним раза.

А вот для машин с движками в 100—150 л. с. закон определяет базовую ставку налога в 7 рублей. На ее основе Москва установила такой уровень транспортного налога: автодвигатели мощностью от 100 до 125 л. с. облагаются ставкой в 20 руб. за «силу”, от 125 до 150 л. с. — в 30 руб. Так что в этой группе задел для повышения меньше. Но он все же есть.

В следующем году края и области по многим статьям лишаются поддержки из центра, так что у местных бюджетов — каждая копейка на счету. Тем более в дорожном хозяйстве. Правительство профинансирует содержание только нескольких главных магистралей страны. Дорожникам для дальнейшей работы предложены льготные кредиты в сумме 25 млрд руб. Выйти из положения регионы смогут, переложив финансовое бремя на плечи рядовых автомобилистов.

В Минфине подсчитали — дополнительные доходы региональных бюджетов от повышения транспортного налога могут составить 7,5 млрд руб., сообщил на прошлой неделе замглавы ведомства Антон Силуанов. Это на всю Россию. Прямо скажем, не бог весть что. Но и эту скромную в масштабах российского бездорожья сумму российские регионы могут не увидеть. Оценки, которые Федерация дает в отношении того объема доходов, которые регионы дополнительно получат от такого двукратного повышения налога, может быть завышена, полагает заместитель директора Центра фискальной политики Александр Дерюгин. Эксперт напоминает, что во многих регионах действующая ставка транспортного налога и так не является максимально возможной при существующем законодательстве.

— Раз они не подняли ее сейчас, вряд ли примут социально непростое решение об удвоении ставки и в следующем году. Транспортный налог — не очень большой источник доходов региональных бюджетов. А социальная напряженность после такого решения гарантирована, и отвечать за это придется именно региональным властям, — говорит он.

Подтверждения тому, что водители могут спать спокойно, уже начинают звучать и из уст федеральных чиновников высокого ранга. Так, недавно министр финансов правительства Калининградской области Ольга Малыгина негативно оценили планы повышения: «Мы считаем, что и сейчас достаточно высок размер транспортного налога для наших жителей. Если федеральные власти это сделают, то нам будет очень сложно принимать такие решения”. Тем не менее чиновник признала, что сокращение федерального финансирования работ по ремонту и строительству дорог региональный бюджет при существующих размерах налоговых поступлений компенсировать не сможет. Вряд ли другие субъекты находятся в принципиально иной ситуации. Так что местным властям придется выбирать — народный гнев или сбалансированный бюджет.

Источник: mk.ru

Все новости раздела | Уникальных читателей: 1622