«Она выдумала себе всё — семью, биографию, дату рождения и даже имя"
Больше
века назад, 19 августа 1883 года, родилась великая Габриель Коко
Шанель. Она избавила дам от лишней одежды и перекроила мужской костюм.
Коко стала национальным достоянием Франции и всего мира, но всю жизнь
тонула в собственных мифах.
Она провела ревизию мужского
гардероба с целью креативных заимствований в женский. Она сделала
модной короткую стрижку и придумала шляпку-колокольчик. Она выпустила
первые в мире искусственные духи.
Её знаменитое маленькое чёрное
платье позволило женщинам ощутить себя такими же живыми, подвижными и свободными, как мужчины. Тугие корсеты, пышные юбки, рюшечки и навороченные причёски — всё это сильно сковывало женщину, и Коко всё
это просто отменила. И создала совсем другую моду, совершенно новый
стиль…
Этот стиль был ответом на запрос времени и моментально
стал символом элегантности. Сумочка на тонком ремешке, женская
матроска, женские брюки и клетчатые юбки… Простые формы, чёткие
линии, которые подчёркивают достоинства и скрадывают недостатки фигуры…
Многое из того, что сегодня стало для женщин повседневностью, было
придумано и создано Коко Шанель.
Её жизнь была последовательным
и часто вполне осознанным растворением в фантазиях. Настойчивым
отрицанием реалий собственной (и не только собственной) жизни ради
перехода в мир, который казался ей идеальным и совершенным. Она шла
путём самоотрицания, и этот путь неизменно приводил её к самоутверждению. Это была дорога к вечности — через смерть.
Слово
Сальвадору Дали: «Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречён
растворить себя в мифе — и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе всё — семью, биографию, дату рождения и даже
имя».
Ещё ребёнком Габриель Шанель стала проявлять
независимость, своенравность и некоторые странности. К примеру, очень
любила проводить время на кладбище. Там она искала друзей: выбрала две
могилы и стала ухаживать за ними и общаться с похороненными в них
людьми. А потом похоронила на этом кладбище своих старых кукол и закопала подарки отца — самое дорогое, что у неё было. Так 6—7-летняя
Габриель создавала свой собственный мир, своё царство, свою реальность,
в которой она была королевой. Это детское заигрывание со смертью, с небытием как с онтологической категорией, не отрицающей бытие, а формирующей его, не раз ещё аукнется в её жизни.
Она с детства
выдумывала себе другую биографию. Например, утверждала, что родилась в 1893-м в Оверни, хотя сохранились документальные свидетельства, что
произошло это на 10 лет раньше в городке Сомюре…
Семья была
бедная — отец, жизнелюбивый гуляка-коммивояжёр, всё пропивал, мать,
чахоточная домохозяйки, всё ему прощала и в возрасте 33 лет умерла. В 1895 году Габриель и двух её сестёр отправили в сиротский приют (отцу
было не до них). В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она
всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими
девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет
времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными
виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное
дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…
Результат
этих фантазий таков: мы очень мало знаем о ранних годах Коко Шанель.
Кстати, недавно сделали художественный фильм об этом периоде её жизни.
Фильм вышел на мировые экраны пару месяцев назад, называется «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel). В роли Коко — Одри Тоту, хорошо знакомая
публике по главной роли в фильме «Амели». Сюжет вертится вокруг событий
юности Габриель Шанель. Вот что говорит Одри Тоту: «Нам сложно узнать
что-либо достоверное о её молодости. Она была большой обманщицей и не хотела, чтобы люди знали что-либо о её ранних годах».
Выйдя из приюта и монастырского института Богоматери (где она воспитывалась
после приюта и откуда, возможно, происходит её стремление к строгости и простоте в одежде), она стала работать в швейном магазине в городе
Мулен, а свободное время проводила в заведении под названием «Ротонда».
Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были
знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда»
было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров —
их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг
головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.
Как-то
раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее — стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь — в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея
понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах.
Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь,
действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным
успехом у офицеров пользовались песни Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco. Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось (хотя позднее она признавалась, что ей оно не очень-то
нравится).
Среди офицеров — поклонников Коко был человек по имени Этьен Бальзан. Он стал её первым богатым покровителем. А вторым
стал его друг, английский промышленник Артур Капель по прозвищу Бой.
Это была абсолютная любовь. Любовь до гроба, как выяснилось (он погибнет в автокатастрофе в 1919 году и оставит ей, уже, правда, в этом
совсем не нуждавшейся, 40 тыс. франков).
Бой помог Коко открыть
первый магазин в Париже, на рю Камбон (уже очень скоро название этой
улицы прочно стало ассоциироваться с именем Chanel). Через пару лет
Коко вернёт Бою все деньги, которые он вложил в её бизнес. Несколько
раздосадованный этим жестом, он скажет ей: «Я считал, что дал тебе
игрушку, а оказалось, что подарил тебе свободу…"
Как ей удалось
достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода.
Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто
физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому
презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. И это были
очередные «игры со смертью». Ведь появиться на каком-нибудь светском
рауте в трикотаже было равносильно тому, чтобы прийти туда и вовсе без
одежды.
Те же игры с небытием мерцали и в практике переноса в мир высокой моды элементов обихода конюхов — вязаное полотно, пуловеры,
брюки галифе. И всё это во имя новой женственности… Главное её кредо —
одежда должна быть незаметной: «Если вас поразила красотой какая-нибудь
женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит,
она была одета идеально».
В 1919 году Коко Шанель была уже
знаменита на весь мир. От клиентов не было отбоя, все хотели носить её фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси,
матроски и костюм «юбка — жакет». В журнале Harper’s Bazaar писали:
«Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель,
безнадёжно отстала от моды». Сама Коко коротко стриглась, носила
маленькие шляпки и тёмные очки.
После смерти Боя она затворилась
на своей вилле «Миланез», приказала убрать в чёрное стены и потолки
спальни. Чёрными стали занавески, простыни, покрывала… «Эта смерть
стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё», —
признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина
не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это.
Женщина, которую не любят, — это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне:
молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, —
погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно».
Из депрессии ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала
Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10
лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции,
и потом выдала деньги на его похороны).
Вскоре общение с русской
диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II. Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый
раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз — потому что был не в России
во время Великой Октябрьской революции). Коко Шанель влюбилась и взяла
молодого князя на содержание…
Это Дмитрий познакомил её с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого в своё время работал на императорскую фамилию. Бо носился с идеей создания первого
искусственного аромата, и эта идея очень понравилась Коко, которая
считала, что все эти натуральные цветочные запахи — сплошное
притворство и подделка. Духи для женщины должны пахнуть как женщина,
сказала она, и решилась на очередной эксперимент: ни один модный дом
тогда ещё не имел своего собственного аромата… На фотографиях тех лет
Коко Шанель выглядит как певица Земфира: самодостаточная и самоуверенная, немного грубоватая и, разумеется, стильная.
Когда
ей было пятьдесят, у неё появился очередной любовник, чуть было не ставший её мужем. Испанский художник Поль Ириб. В 1935 году Поль Ириб
неудачно упал на теннисном корте и немедленно умер.
Коко продолжала свои игры со смертью… И во время войны начался новый раунд. Она оставляет мир моды и закрывает свои магазины.
Франция
оккупирована фашистами. А у Коко Шанель — роман с немецким дипломатом.
Дипломат знакомит её с одним из лидеров Третьего рейха Вальтером
Шелленбергом. Шанель начинает работать на фашистов (говорят, тут
сыграла свою роль любовная связь и с самим Шелленбергом). Фашисты
пытаются использовать её как посредницу в переговорах о мире с Черчиллем, с которым она дружила. После освобождения Франции ей приходится покинуть страну, чтобы не поплатиться за свои связи с немцами.
…В 1954 году в возрасте 70 лет Коко Шанель вернётся.
Показ её новой коллекции будет принят с явным неодобрением: по мнению
критиков, она не показала ничего нового… Всё те же строгие простые
костюмы. Но это был не самоповтор, это была вечность. Вечная
элегантность. И чтобы понять это, французам не потребовалось слишком
много времени. Коко стала национальным достоянием Франции. А потом и всего мира. Когда журнал Time записал её в 100 самых влиятельных людей
ХХ века, Коко Шанель оказалась единственным представителем мира моды в этом списке.
Габриель Коко Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в отеле Ritz в Париже, который стоит как раз напротив
её первого — а к тому времени уже культового и известного всему миру —
бутика. На рю Камбон. «Вот так нас и оставляют подыхать» — были её последние слова.
Источник chaskor