Пилотажная группа ВВС России «Русские витязи», потерявшая два истребителя Су-27 и ведущего пилота во время генеральной репетиции авиашоу МАКС-2009, участвовать в салоне не будет. Следствие полагает, что, отрабатывая фигуру высшего пилотажа «тюльпан», один из «витязей» потерял ориентацию и из-за этого налетел на другой истребитель.
Весь вчерашний день военные следователи осматривали окрестности деревни Захариха Раменского района Подмосковья, над которой в минувшее воскресенье произошло столкновение двух истребителей Су-27. Там, как уже сообщал вчера «Ъ», было обнаружено тело пилота Игоря Ткаченко и обломки его самолета. Специалисты пока воздерживаются от подробных комментариев относительно причин ЧП — прошло слишком мало времени. Между тем уже сегодня они говорят, что изложенная ранее версия о столкновении одного из истребителей с птицами практически исключена. Наиболее вероятной причиной тарана Су-27 Виталия Мельника самолета ведущего Игоря Ткаченко специалисты считают потерю ведомым летчиком ориентации в пространстве.
Произошло
это в тот момент, когда пятерка «Витязей», отработав программу и завершив ее эффектным роспуском машин, осуществляла сбор в походный
строй, которым летчики собирались идти на аэродром базирования в Кубинку.
«За несколько минут до выступления, когда Игорь (Ткаченко.— „Ъ“)
еще был на подходе к аэродрому в Жуковском, он вышел в радиоэфир,
поздравив всех с праздником (16 августа — День военно-воздушных сил
России.— „Ъ“), — вспоминает один из летчиков.— Узнав
его по голосу, тут же откликнулись наши экипажи. Все наперебой кричали:
„Привет, Маэстро!“, „С праздником, Маэстро!“».
По словам
пилота, командир Ткаченко готовил для программы МАКС-2009 новый элемент
— синхронную «бочку», которую два истребителя должны были «крутить» не в одну сторону, как раньше, а в обе. Завершал же программу «Витязей»
традиционный и давно отработанный «тюльпан» — роспуск пятерки
истребителей в форме симметрично расходящихся в стороны лепестков
цветка.
Участники расследования говорят, что перед сбором
всей пятерки после «тюльпана» четверо ведомых пилотов должны сначала
разбиться на пары, отыскав в воздухе своих заранее оговоренных
партнеров, а затем уже попарно пристроиться в хвост ведущему. На этом
этапе, как полагают специалисты, и мог совершить ошибку пилот Мельник,
принявший за «своего» самолет из другой, шедшей слева от ведущего
двойки. В итоге пилот и полетел наперерез истребителю Игоря Ткаченко.
Ведомый, как утверждают жители деревни Захариха, над которой
происходили воздушные маневры, не таранил ведущего, а только «чиркнул»
по его самолету, однако касание пришлось как раз на пилотскую кабину
первого номера. После столкновения оба пострадавших истребителя начали
резко снижаться, а через секунду или две, как утверждают свидетели, от машин отделились купола двух парашютов. Катапульты сработали в
«спарке», где находились Игорь Ткаченко и штурман Игорь Куриленко, а также у пилота Мельника.
Однако Игорь Ткаченко падал вниз без
парашюта. «Ни кресла-катапульты, ни парашютного купола рядом не было.
Не обнаружил я и каких-либо следов его крепления вроде оборванных строп
или лямок на теле летчика», — рассказал «Ъ» житель Захарихи Владимир,
нашедший тело пилота на поле за крайними домами и вызвавший к месту
происшествия спасателей. По словам свидетеля, на теле пилота также не было открытых ран, которые он мог бы получить при столкновении — только
травмы, характерные для падения с большой высоты: труп был как бы распластан по земле, а его руки и ноги неестественно вывернуты.
Похоронят погибшего пилота Ткаченко уже после открытия МАКС-2009 — 19 августа. Минобороны РФ уже сообщило, что посмертно он будет представлен
к «высокой государственной награде». Участия в шоу-программе
авиакосмического салона «Русские витязи» не примут.
Источник kommersant