Все новости

    Павел Санаев: "Очень тяжело научиться писать сценарий"

    Первый фестиваль телевизионных художественных фильмов «Утро Родины» подошёл к концу. На протяжении всего фестиваля для жителей Сахалина проводился цикл лекций с участием известных деятелей культуры, каждый из которых раскрывал индивидуальную тему со сцены Сахалинского Театра Кукол.

    Последним лекцию для островитян провёл автор нашумевшего романа «Похороните меня за плинтусом», писатель и режиссёр Павел Санаев. По окончанию лекций мы смогли лично обсудить с Павлом некоторые вопросы, связанные с его творчеством.


    — Павел, скажите, вы в первый раз на Сахалине?

    — Да.

    — Успели уже что-нибудь посмотреть?

    — Нет. Сегодня только прилетел. Самолёт был с задержкой по времени, плюс у нас с вами разница во времени. Мы прилетели в 3 часа ночи по Москве, и мне по прилёту сразу предложили посетить крабовую ферму, но я сказал, что предпочту лучше 2 часа поспать перед выступлением, потому что на лекции важна подача и энергия, которую ты несёшь, а будучи не выспавшимся, это трудно сделать.

    — А как вообще к вам поступило предложение провести лекцию на этом фестивале?

    — Мне позвонила Инна Васильева, мы с ней уже до этого были знакомы по каким-то другим мероприятиям, и предложила. Понятно, что организаторы любого фестиваля или культурного мероприятия думают о том, как им насытить их программу: что интересного показать людям, кого позвать, кто сможет приехать и так далее. Звонят сначала одним, потом другим. Когда со мной связались, у меня уже была форма такого отрепетированного выступления. Я сказал, что можем устроить такое чтение, и мне ответили: «Давайте».

    — Давайте попытаемся сейчас вернуться в то время, когда к вам в голову пришла идея создания романа «Хроники Раздолбая». Как это происходило?

    — Вы знаете, я не скажу, что она прям пришла. В предисловии к первой книге этой серии самый первый издатель романа — Игорь Клех — написал: «Такие книги не пишутся, а рождаются». И я его в этом очень хорошо понимаю. Это не тот случай, когда задумался: «А что бы мне написать?». Как-то этот роман жил внутри меня, причём жил с годов 90-х. Я делал разные записи по ходу жизни. К примеру, монолог, который я сегодня зачитал, был написал ещё в 1999 году. Уже тогда я его записал не просто так, а как часть какого-то будущего романа, ещё не понимая ни формы этого романа, ни как в нём будет всё устроено, просто абстрактные мысли. К тому моменту я уже написал «Плинтус» и по идее приступал ко второй книге. Написал страниц пятьсот, и когда я снова к нему вернулся, уже более осознанно, в финальную версию романа попали 5−7% от тех пятиста. Потому что написанно было абсолютно ужасно, совершенно никуда не годилось. Так что «Раздолбай» родился сам.


    — Во время лекции вы говорили о том, что у главного героя вашего романа есть некий внутренний голос. Присутствует ли у вас этот голос, и как вы его охарактеризовываете?

    — Понимаете, если бы его у меня не было, то я бы и не смог про него написать. Это некая субъективная реальность для меня, которую я пишу и передаю через героя. На самом деле, это и есть главная тема романа — понять, что это за голос и как к нему относиться.

    — Задумывались ли вы над дальнейшими планами после работы над «Хрониками Раздолбая»?

    — Снимать, снимать и ещё раз снимать кино.

    — Раз уж мы заговорили о кино, не могли бы вы рассказать о работе над дилогией «На игре».

    — Это было продюсерское предложение. У меня на тот момент был фильм «Последний уик-энд», и заканчивалась работа над «Нулевым километром». Сначала мне позвонили и предложили просто помочь сценаристу. Я написал сценарий, а к тому моменту у меня как раз вышел «Нулевой километр». Продюсеры посмотрели и уже предложили стать режиссёром картины. Мне это было интересно, потому что это такая масштабная история, и я согласился.


    — Вы остались довольны результатом?

    — Да, я доволен конечным результатом. Там есть некоторые вещи, которые я, возможно, хотел бы, чтобы были сделаны иначе. Ну к примеру, на YouTube лежит так называемая режиссёрская версия фильма. Она длится два часа и представляет собой единый фильм. Именно эта версия получила за границей призы и была достаточно успешно продана на международном рынке. Вот в таком виде я хотел бы, чтобы она вышла изначально. Но, к сожалению, она была разбита на две части, так как у продюсера была такая задумка. С другой стороны, если бы картина вышла бы цельной, то продюсеры сильно рисковали бы. И поэтому две части, так две.

    Второе, что я хотел поменять, это то, о чём я сегодня говорил во время лекции: «Очень тяжело научиться писать сценарий». И вот в фильме есть такие сценарные моменты, которые я бы хотел сделать по-другому. Акценты сделать иначе, героя по-другому вывести. Потому что сейчас там сделано так, что не за кого собственно переживать. Именно режиссёрских недочётов я там глобальных не вижу, а вот сценарные — достаточно серьёзны.


    — Какой следующий кинопроект у вас в планах?

    — Я сейчас параллельно с книгой пишу пару сценариев. Один — это такой фантастический экшен, другой — триллер. Мне эти жанры нравятся и достаточно близки.

    — Уже думали, что это будет: сериал, полнометражный фильм или фильм для телевидения?

    — Я думаю, это будет полнометражный фильм, но я не могу так заглядывать в будущее. Неизвестно, как всё сложится. Но в чём я точно уверен, так это в том, что после «Хроник Раздолбая» я займусь кино.

    — Могли бы вы рассказать о том, как начинающему писателю опубликовать свою первую книгу?

    — Для начала нужно понимать, что мотивирует писателя этим заниматься. Если он пишет эту книгу, потому что он не может её не написать — то да, её имеет смысл писать. Если он думает: «Пойду я в писатели и заработаю деньги, славу» — вряд ли стоит начинать. Хотя можно стать беллетристом и писать детективы, потому что этому можно научиться, а вот рассказать именно художественную историю — тут другое. Тут помимо каких-то определённых литературных навыков, должна быть уникальная история. Вот так сложилось, что у меня она была. Есть очень красноречивый случай. У меня есть знакомая художница, которая проиллюстрировала подарочное издание моей книги. Она очень хорошо рисует и на этом поприще была очень известной и состоявшейся. Вдруг она решила, что хочет писать. И стала писать. Присылала мне какие-то свои первые рассказики, но я вам честно скажу, мне это не нравилось. Я ей несколько раз говорил: «Саша, зачем тебе это? Ты же хорошо рисуешь…» — «Нет. Я хочу писать.» И вот она писала, писала, а потом, через несколько лет, сказала, что пишет роман. Много мне жаловалась, что эта книга её изматывает, высушивает и она не может перестать писать эту историю. И вот, через несколько лет, я читаю в новостях, что она получила Букеровскую премию за эту книгу. Я считаю, это самый наглядный пример. Она верила в себя, считала, что в этом направлении нужно двигаться, и звёзды сложились.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 402

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто