Эффективность сахалинского бюджета - миллиарды уходят в трубу

Пока кипят страсти про изъятие денежных средств из сахалинского бюджета, мы решили изучить проект закона «Об областном Бюджете Сахалинской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Интересно, как мы собираемся потратить то, что осталось после сокращения доходной его части. Очень красивый цветной реферат, подготовленный Минфином специально для нас, так и называется «БЮДЖЕТ для граждан».



В середине документа написано как раз «про это», т. е. про то, что не даёт нам достойно жить — «Основные направления расходов в сфере ЖКХ». Читаем вместе строчку «Регулирование тарифов ЖКХ» стоимостью 7,5 млрд. рублей и … теряемся от этой весьма загадочной, очень дорогой и совсем непонятной для читателя информации. Решаем, надо обратиться к специалистам, владеющим этим «регулированием».

На вопрос «про 7,5 млрд руб.», заданный специалисту теплоснабжения Владимиру Ромашеву, он тут же, как говорится «не моргнув глазом», ответил, что это не что иное, как

«МАСКХАЛАТ» для прикрытия ХАЛАТНОСТИ.

Владимир Ромашев, человек удивительной судьбы, долгое время проработавший в сфере ЖКХ, не раз спасавший от замерзания города и поселки Дальнего Востока. С ним мы встретились в его рабочем кабинете.

— Владимир Иванович, поскольку только что озвученный термин ответственен во всех смыслах, расскажите в простой и доступной форме, понятной всем нашим читателям, что вы имеете ввиду?

— Обещаю говорить правду и только по существу вопроса. Для начала всё же вспомним, что под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Итак, города и посёлки городского типа в нашей холодной стране, как правило, получают тепло и горячую воду от систем централизованного теплоснабжения котельных или ТЭЦ. Однако на Сахалине, в отличие от большинства регионов РФ, отсутствуют системы централизованного горячего водоснабжения (далее ГВС), кроме областного центра, да и то — частично.
В то же время контингент сахалинского трудового народа такой, которому надо купаться каждый день. Это — рыбаки, моряки, горняки, аграрии, шахтёры, водители, строители, дворники, дорожники и прочие труженики. Не понаслышке зная про централизованное ГВС на материке, считая себя ущемлёнными в правах, вот уже много лет они пользуются водой на бытовые нужды из систем отопления, вроде как «по открытой схеме». Для многих этот технический приём носит привычное название «несанкционированный водоразбор». Ну, а что дальше?!?


А ничего. Давайте посмотрим, как это выглядит в повседневной жизни. В сутки теплоноситель сливается в объёмах до 50−60% ёмкости систем, при норме в доли процента. Для борьбы с этими «расхитителями» эксплуатационные предприятия добавляют в системы различные красители. Только это приводит к ещё большим потерям теплоносителя, поскольку «расхитители» тоже «не дремлют». В результате в час-пик возникают настоящие чрезвычайные ситуации (ЧС). Гидравлические и температурные режимы падают до критических величин. Объекты повышенной социальной значимости (детсады, школы, лечебные учреждения), а также проблемные потребители (особенно на «хвостах» теплосетей) основательно мёрзнут. И чтобы не замёрзнуть, «хвосты» доходят иной раз и до банального сброса воды. Расходы угля, тепла, воды, электроэнергии, а также выбросы в атмосферу увеличиваются вдвое. Системы водоподготовки и подпиточные устройства не справляются с возросшими расходами, в теплосети идёт сырая необработанная вода. Котельные включают все свои резервы, оборудование работает на износ. В итоге системы корродируют в три раза быстрей.
Но ведь мы губим не только системы, мы губим жизнь людей технической водой. Мы превращаем коллективный труд шахтёра, водителя, машиниста котла, слесаря ЖЭУ, всех ИТР, (+ воспитателя и учителя) в тяжёлый, аморальный, бросовый, бесполезный и очень дорогой.



-Возникает естественный вопрос: почему же мы до сих пор ничего не делаем для разрешения сложившейся ситуации? Где наше министерство ЖКХ? Где наши специалисты?

- Отвечаю. Почти 15 лет тому назад хватило одной-единственной встречи с губернатором Игорем Фархутдиновым, чтобы досконально вскрыть эту тему. А именно: — Без выполнения работ по оптимизации, наладке и реконструкции систем теплоснабжения с внедрением систем ГВС и водоподготовки ситуацию не исправить. Сразу же был подготовлен «План первоочередных действий», а следом создан коллектив высоко квалифицированных специалистов коммунальной энергетики, причём из профессиональных проектировщиков, наладчиков и экспертов.
10 лет тому назад, по заказу нашего же Правительства, учёные знаменитого Института им. Л. А. Мелентьева, Сибирского отделения РАН, подготовили «Концепцию развития топливно-энергетического комплекса Сахалинской области …», в которой, в материалах анализа состояния нашего теплового хозяйства, названы те же проблемы, требующие незамедлительного решения, - гидравлическая разрегулировка и несанкционированный водоразбор.
Но кто-то в Правительстве Сахалинской области (и в министерстве ЖКХ) оказался куда как грамотней и опытней, чем мы и специалисты с учёными РАН. В результате воз, как говорится, и ныне там.

- Тогда я вообще ничего не понимаю. Сегодня ущербность существующего положения для всех очевидна. Потребители страдают от недотопа. Предприятия коммунальной энергетики ЖКХ несут убытки. Население бежит с острова. И ведь на нашей стороне Постановление № 20 от 07.04.2009 г. «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496−09, в соответствии которым «Не допускается применение технической воды в качестве горячей воды систем центрального горячего водоснабжения. Люди продолжают травиться. Что же нам мешает хотя бы начать решение этой многолетней проблемы?

- Мешает некомпетентность должностных лиц, принимающих решения по важнейшей для всего населения проблеме. Мешает коллективная безответственность руководителей органов государственной власти по всей цепочке: Правительство Сахалинской области — министерство ЖКХ СО — Роспотребнадзор — Госсанэпиднадзор — Правоохранительные органы — плюс ещё ряд контрольных и надзорных органов. А ещё мешает откровенная и неприкрытая дискриминация специалистов.

- И что мы имеем в сухом остатке за этот период 15 лет?

- Прежде всего, Государство потеряло более 100 млрд руб. на «регулирование тарифов», а Сахалинская область потеряла 50 с лишним тысяч жителей.
Налицо ущемление социальных прав жителей и потребителей тепла и горячей воды. Для справки, Сахалинская область лидирует в РФ по уровню онкологическим заболеваний. А у нас впереди всех шахтёрские посёлки. Кто может доказать, что причина болезней — не в технической воде и в недопустимо низких температурах внутреннего воздуха помещений (?!). Пока никто.
Если мы вернёмся в первый абзац, в сведения «про халатность», то вроде всё сходится.
Но я открою читателям ещё одну профессиональную тайну. Невыполнение нормативных требований по температурным режимам сказывается не только на здоровье людей, но и на здоровье строительных конструкций наших зданий. Так что добавим ещё сотню миллиардов.

— Неужели же никто этого не понимает, как у нас здесь, так и «на самом верху»?

- Думаю, что кто-то понимает, а кто-то — нет. Но эта тема чрезвычайно богатая, поскольку сегодня «смешались в кучу» рыночные отношения и не наши законы, зарубежная собственность и нищета населения, должностные обязанности и личный бизнес, коррупция и взяточничество, правда и ложь, совесть и деньги и т. д., т. п. Да разве так было когда-нибудь раньше?!?
Помните монолог персонажа Аркадия Райкина?
 — Сантехник хвалится: «На две винтки не довинчу, на две крутки не докручу, и у меня всегда есть хлеб с маслом». Конечно, «райкинскому бенефициару» до «наших», как до луны на лыжах, но почерк-то тот же!
А теперь ещё раз вернёмся на ту страничку, где министерство ЖКХ, как говорится, «палец о палец» не ударило, а 7,5 млрд руб. уже есть! И никаких тебе ФЗ-44! Так это же мелочи! А давайте-ка разложим тему, связанную с этим символическим «регулированием тарифов» по трём полочкам:
Первая полочка. Кому-то очень важно поддерживать хаос в системе ЖКХ в нашей холодной стране.
Вторая полочка. Кому-то сильно выгодно горячее водоснабжение «от розетки», а еще когда жилые дома и административные здания, детские сады и школы греются от электронагревательных приборов.
Третья полочка А кому-то очень необходимо для поддержания своего бизнеса, чтобы котлы и трубопроводы выходили из строя как можно быстрее.
Четвертая полочка. Кому-то, явно и не очень, тоже выгодно и совсем не накладно поддерживать первые три полочки в чистоте и в порядке.

Мы выходили из рабочего кабинета Владимира Ромашева в некотором смятении. Действительно, сумма в 7,5 млрд рублей на компенсацию тарифов внушает уважение и она сопоставима с расходами бюджета Еврейской автономной области на 2018 год.

Если упростить и обрисовать ситуацию с теплоснабжением и горячим водоснабжением сахалинских городов и поселков, то выглядит она примерно так:

- Стоит на улице частный жилой дом, его владелец сжигает тонны топлива для подогрева воды, сразу же ее сливает за окно в сугроб и получает за это миллион рублей из региональной казны в качестве помощи. Нонсенс, скажете вы? Да ничего подобного. Это обычная практика регионального бюджета, повышения эффективности его расходов. Компенсируем потери воды из батарей, оплачиваем подогрев канализации. А руки моем чем попало — технической водой. И все это вместе называется — «качество жизни населения Сахалинской области». По состоянию на 2016 год, регион находится на 53 месте по стране,рухнув с 27 за короткий промежуток времени. От этого падения не спасли сотни миллиардов рублей, полученных казной.

P.S.

А вы слышали о региональной программе «Строительство и реконструкция систем горячего водоснабжения»? И мы не слышали…

Все новости раздела | Просмотры: 1265

Автор: Алексей Лукашевич

"ИА citysakh.ru"

Фотограф: Алексей Лукашевич