Южносахалинцы, живущие вдоль «старой Холмской трассы», мечтают о хорошей дороге

Хорошая дорога — мечта сотен южносахалинцев, живущих вдоль «старой Холмской трассы». Эта бывшая магистраль областного значения сейчас идет из Дальнего на запад, в сопки. По пути она обрастает множеством дачных товариществ, есть на ней и официальный населенный пункт — Ёлочки. Люди, что огородничают, отдыхают или живут круглый год в «Маячке», «Пищевике», «Урожае», «Весте» и других СНТ, не первый год оббивают пороги кабинетов, прося нормальной дороги.

Грунтовка — это очень неудобно. Ухабы круглый год портят нервы людям и подвеску автомобилям. Дома и огороды, оседлавшие дорогу, в сухую летнюю погоду словно дымом пожарищ затягивает серой пылью. От окраины Дальнего, где кончается асфальт реконструированной в прошлом году улицы Ударной, до Ёлочек порядка 2,5 километров. Еще примерно 5 км — до места, где дорога, миновав угодья дачников, ныряет в предгорья.

Чистят от снега дорогу исправно, стоит отдать должное. А вот борьбы с пылью летом не ведут вообще, хотя это и объяснимо: поливать 8 километров дороги — никакой реки не хватит. В жару вода испаряется за считанные минуты и пыльное марево вновь стоит стеной. Несколько раз в месяц организация, выигравшая контракт администрации Южно-Сахалинска на обслуживание трассы, грейдерует проезжую часть, изредка отсыпает щебнем или скальным грунтом. Специалисты говорят, что больше с этой грунтовкой ничего не сделать, да и вообще, «её проще пристрелить, чем вылечить». За десятки лет напряженной эксплуатации — в строительный сезон поток грузовиков на трассе нескончаем — «тело» дороги исчерпало все прочностные характеристики. Она большей частью состоит из грязи и щебня. Проезжая часть покрыта ухабами, которые день ото дня становятся всё глубже. Пешеходам на дороге некомфортно от слова «совсем» — опоздал на автобус и шагай домой в грязи.

Косметический ремонт (а последний был в октябре, тогда на небольшом участке дороги разровняли тонкий слой щебня) никакого эффекта уже точно не даст. Трассу надо «капиталить», естественно, с асфальтированием. Благодаря большим «нефтяным» деньгам, свалившимся на островной бюджет в последние годы, объемы благоустройства и дорожного строительства в Южно-Сахалинске выросли неимоверно. Видя преображающиеся улицы города, об асфальте возмечтали и живущие за Дальним.

Как выяснилось, реконструкция Ударной была выполнена по проекту, который реализовали не полностью. Его создавали для дороги вдвое большей — до поворота на «Снегири», что в километре от Дальнего. Это и еще несколько дачных товариществ заняли возвышенность на левом берегу реки Владимировки. Хорошую дорогу туда проектировали неслучайно: несколько лет назад поля и пологие сопки планировались под массовое жилищное строительство. Там должен был вырасти целый микрорайон малоэтажных домов. Что-то, как говорится, пошло не так и единственный многоквартирный недострой сейчас украшает собой одно из местных СНТ. С крахом строительных планов был отложен и ремонт дороги. Неприятный нюанс: очень скоро срок действия проектно-сметной документации, по которой ремонтировали Ударную и могли облагородить хотя бы часть «дачной дороги», истекает. В следующем году уже нужна будет заново разработанная ПСД, учитывающая изменения в рельефе, новые технические данные, выросшие цены на материалы и тому подобное.

Мириться с положением дел дачники и жители Ёлочек не захотели и с полгода развернули кампанию в СМИ, угрожая митингами протеста. Администрация города, в котором еще далеко не все центральные улицы приведены в порядок, устало отмахивалась от активистов. Где взять несколько сот миллионов на асфальтирование дороги, которая ведёт к домам всего нескольких сот человек? Если учесть, что в областном центре до сих пор половина из 300 километров улиц в грунтовом состоянии, приоритеты властей очевидны. В следующем году в городе собираются капитально ремонтировать улицы Вокзальную и Комсомольскую, строить Горького и Фархутдинова — интересы горстки дачников на этом глобальном фоне малосущественны.

Ситуацию может исправить вмешательство областных властей. Среди дачников ходит легенда, что губернатор Олег Кожемяко чуть ли не приказывал своим министрам построить дорогу. Правда, документальных следов и последствий это, ожидаемо, так и не имело. А вот новый председатель областной Думы Андрей Хапочкин, похоже, проникся проблемой по-настоящему и лоббирует её решение как может — в мэрии. Просто дать на дорогу деньги напрямую региональный бюджет не в состоянии — подобные проекты должны как минимум софинансироваться муниципалитетом, а там всё расписано до копейки. Да и сама область после того, как лишилась огромной доли «нефтяных денег», вынуждена подтягивать пояса.

Пару недель назад в островном парламенте прошел круглый стол, на котором дачники под модераторством спикера обсуждали свои беды с муниципальными чиновниками. Вице-мэр Александр Гринберг так и не смог ответить, когда «старая холмская» станет «новой асфальтированной». Не было конкретики и на публичных слушаниях по бюджету Южно-Сахалинска на 2018 год. Там дачники насели на главу города Сергея Надсадина, требуя сделать в следующем году хотя бы проект для дороги «Дальнее-16-й километр», но их аргументация и напор пропали втуне. Если денег нет, родить их невозможно.

Судя по всему, положение тупиковое. Не питая особых надежд на чудо, местным жителям стоит добиваться от мэрии хотя бы аккуратного содержания трассы. И честного, потому что её рассказы о высыпанных в октябре на дорогу 600-х кубометрах щебня вызывают у людей сомнения.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 737

Автор: Егор Щедрых

"ИА citysakh.ru"