“Матильда”: император хайпа


Сколько же было шума вокруг фильма «Матильда». Всё происходящее напоминало цирк абсурда с полицией, РПЦ и Поклонской. Террористические угрозы во время предпоказа фильма, сожжённые машины у стен кинотеатров и бесконечные петиции с требованием запретить прокат ленты в России. Всё это сделало «Матильде» огромную рекламу и сейчас вряд ли найдется человек, который скажет, что не слышал о фильме. С премьеры кинокартины прошла пара недель и ажиотаж немного утих. Единственный вопрос, который возник у зрителей после просмотра: «Из-за чего шумиха?».

Новый фильм Алексея Учителя о любовных похождениях последнего русского императора Николая Второго начал хайпить ещё до того, как добрался до широких экранов. После выхода первого трейлера летом 2016 года, на известной площадке для сбора петиций появилось первое прошение о запрете показа фильма. Петиция, набравшая 25 тысяч подписей, была адресована Министерству культуры и патриарху Кириллу. На основе увиденного в трейлере автор петиции Анна Кобзенко называла фильм Учителя «глумливой исторической подделкой», порочащей святой облик царя-страстотерпца.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким, мстительным развратником и прелюбодеем», — утверждалось в тексте обращения.

Петиция вызвала интерес Натальи Поклонской, депутата Государственной думы. Её возмутило содержание трейлера. С этого момента началась активная борьба против демонстрации «Матильды» и её создателей. Бесконечные проверки фильма на предмет оскорбления чувств верующих, нерационального использования бюджета и тому подобного. Поклонская и её сторонники пытались запретить показ «Матильды» всеми возможными способами. Но, несмотря на это, на защиту фильма встали такие именитые кинодеятели как Павел Лунгин, Борис Хлебников и Александр Котт. В конечном итоге фильм всё-таки получил прокатное удостоверение и был показан россиянам.

Сюжет ленты крутится вокруг Николая Второго и его любовного интереса — Матильды Кшесинской. Действия происходят с момента крушения поезда с царской семьёй и до коронации Николая. На протяжении всей истории будущий император раздираем сомнениями: жениться на принцессе Алисе Гессенской и стать следующим императором России или, поддавшись зову сердца, отречься от престола в пользу обычной жизни с балериной Мариинского театра Матильдой Кшесинской. Это был выбор, от которого зависело будущее не только Николая, но и всей Российской империи.

Если отринуть историю вокруг фильма и сосредоточиться именно на кинематографической составляющей, то ситуация плачевна. Картина представляет собой типичную мелодраму на фоне исторических событий. Весь сюжет сосредоточен на том, как все мужчины фильма хотят «овладеть» Матильдой Феликсовной. Мужчины здесь — обслуживающий персонал для балерины. Будь-то центральный герой Ларса Айдингера, Николай Второй, граф Воронцов в исполнении Данилы Козловского, или даже начальник охраны императора. Все работают на потребности Кшесинской. Роль Матильды должна была достаться Мии Васиковской, затем Кире Найтли, но не сложилось. В итоге приму Мариинского театра сыграла польская актриса Михалина Ольшанска.

С режиссёрской точки зрения — фильм пустой. Он не несёт в себе какую-либо идею, мораль или даже авторское высказывание, каким его презентуют в новостях. Здесь нет раскрытия затрагиваемой эпохи, нет ни слова про прошлое, настоящее или будущее России. Есть только Матильда и её армия поклонников.

К постановке большинства сцен также есть вопросы. К примеру, зачем в интересной и напряжённой сцене кручение главной героиней 32 фуэте* постоянно переключать камеру на лица персонажей и декорации? Оператор изначально выбирает выигрышный ракурс, но из-за установки режиссёра всё напряжение теряется и зрителю сложнее сосчитать эти заветные 32 фуэте. И так во всём. Фильм смотрится очень рвано и скомкано. Нет связующих звеньев между событиями. Сейчас нам показывают как Николай едет в поезде с отцом, а через 15 минут уже стоит в чёрном и держит свечу. Видимо, русское кино вышло на тот ментальный уровень, когда зритель должен сам доснять в голове недостающие сцены и события как пазл. Но, как оказалось, причина такого странного повествования проста. «Матильда» является нарезкой из одноимённого мини-сериала телеканала «Россия 1"(!). Это уже не первый случай подобной «сборки» картины. Вспомнить хотя бы «Адмирал».

Несмотря на всё вышесказанное, нельзя не отметить отличные костюмы и декорации. Сцены в поезде и коронация Николая также прекрасно поставлены. К актёрам претензий нет, они достойно справились с режиссёрской задачей. Разве что Михалина порой увлекалась образом «желанной стервы» и начинала переигрывать. Но происходит это пару раз и большинству зрителей не бросится в глаза.

Фильм Алексея Учителя вышел громким только за счёт провокационной темы и православных активистов во главе с Натальей Поклонской. «Матильда» не обладает атрибутами высокохудожественного кинематографа и при этом не подходит под формат развлекательного кино. Уделить время фильму или забыть и не вспоминать о нем — решать вам.

Вот что говорят зрители после просмотра «Матильды»:
Евгений, 23 года: «Пошёл только из интереса. Фильм очень разочаровал»;
Анна, 31 год: «Фильм не стоит свои денег»;
Владислав, 27 лет: «Неплохой фильм. Понравилась главная героиня и костюмы»;
Людмила, 45 лет: «Очень скучный и лживый фильм».

*Фуэте — танцевальное движение в балете, для которого характерно резкое, хлещущее движение одной ноги, помогающее вращению или перемене направления движения танцовщика.


Благодарим ККЗ «Октябрь» за предоставленные билеты на сеанс.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 593

Автор: Владислав Беляцкий

"ИА citysakh.ru"