"Сахалинский экран" на "Краю света"

Пожалуй, сколько существует сахалинский кинофестиваль «Край света», столько идет разговор о сахалинском кинематографе. Собственно, попытка создать фестиваль фильмов снятых в области была предпринята давно. Фестиваль самодеятельный и фестиваль международный даже как-то делили одно название на двоих — «Сахалинский экран». Но «Край света» выводит работу из поля самодеятельности в поле пусть не индустрии, но профессионального подхода.

За последние годы ни один фестиваль не проходил без показов работ сахалинцев — зарисовки участников мастерской «Европеец-Азиат», тизер фильма «Последние» Юлии Левицкой с Александром Зарчиковым в главной роли, короткометражки, снятые на мобильный телефон…

В этом году ситуация качественно иная — сразу несколько фильмов, снятых сахалинцами, попали в программу «Края света». Одна из картин, «Сыновья», сделана еще в 2012 году сотрудниками АСТВ. Это история двух братьев-корейцев, которых в середине 30-х годов японцы насильно вывезли на Сахалин. Увидеть свою мать братья смогли только спустя 50 лет.

Лента стала финалистом конкурса ТЭФИ, а Мария Павлова, которая была режиссером, сценаристом и оператором «Сыновей», продолжила обучение на режиссера в Москве. Программный директор «Края света» Алексей Медведев увидел картину и решил, что, несмотря на то, что ей уже 5 лет, ленту стоит показать на кинофестивале.

Все остальные работы, это премьеры.

«Колыбель для лосося» Александр Зарчиков снимает уже не первый год и работа все еще не завершена — на фестивале показали черновую версию. Это художественно-документальный фильм, полный метр, между прочим. Он рассказывает о путешествии отца и сына по Сахалину и друг к другу. Родитель, который с семьей уже не жил, решил в воспитательных целях провести подростка-браконьера по пути, по которому на нерест идет лосось. Завораживающая красота Сахалина, экологическая составляющая, и хеппи-энд — муж возвращается к жене и сыну, все как мы любим. Это, кстати, особенность зарождающегося сахалинского кинематографа — у нас снимают фильмы про хороших людей.

«В ледовом плену» Дмитрия Ковалева еще одно тому доказательство. Это хронология спасения возле Стародубска застрявшей во льдах косатки Вилли. Автор короткометражки был на месте, вместе с остальными волонтерами вытаскивал с мелководья кита. Его фотографии и стали основой картины.

Но, пожалуй, самой заметной сахалинской работой стала «В объятиях моря» братьев Дмитрия и Дениса Моисеевых. Недаром именно эту ленту организаторы сделали картиной открытия «Края света-2017».

Моисеевы имеют уже приличный опыт — эта картина у них не первая и не вторая. У них за плечами участие в кинофорумах, да и за фестивальную судьбу «В объятиях моря» можно не беспокоится. Программный директор «Края света» Алексей Медведев пообещал, что его стараниями сахалинская лента попадет в программу других киносмотров.

«В объятиях моря» рассказывает о двух приятелях, которые собрались на шашлыки. Заехали за третьим, Васей. А он взял, да превратился в лосося. В красивую, серебряную рыбину, плавающую по квартире. Ну и что, решили друзья, договаривались же попить пива с мясом. Посадили Васю в машину и поехали…

Такого крепкого артхауса на Сахалине еще не делали. Сравнивать картины дурной тон, но тут прямо напрашивается упоминание «Лобстера». Но если Йоргос Лантимос в нашумевшей ленте 2015 года объясняет логику своего безумного мира, то Дмитрий Моисеев не дает себе такого труда — он отправляет двух приятелей в путешествие с рыбой и не сильно переживает, поймет ли его зритель.

— Это законы нашего мира, в котором люди превращаются в рыб, — только и ответил Дмитрий на вопросы после просмотра фильма.

Но оно и правильно — зрители стали размышлять, хотя найти логику было сложно.

— Вы занимались киокушенкай в Корсакове? — внезапно спросила зрительница у режиссера.
— Да.
— Тогда мне все понятно, — и села.

Все остальные стали понимать еще меньше, чем в начале.

Зато буквально всё про фильм был готов объяснять программный директор «Края света» Алексей Медведев. С такой любовью, так подробно он готов рассказывать про фильмы, которые ему безусловно понравились, которыми он, нашедший их для фестиваля, гордится, как старатель, отыскавший редкий самородок. Медведев говорил про два мира — телесный и духовный, которые воплотились в человеке и рыбе, про смертность… Но сдается, братья Моисеевы мало думали про метафоры. Они создали мир, в котором им все понятно, а как себя в нем чувствует зритель, их вообще не волновало. Единственно правильный, кстати, подход.

«В объятиях моря» сделан безукоризненно с точки зрения визуального ряда. Даже удивительно, что бюджета у фильма практически не было. Всего двое из актеров там профессиональные. Главные роли исполнили новички.

Вообще бюджеты и деньги — это отдельная история. Только у «Колыбели для лосося» был бюджет. Зарчиков получил грант сахалинского минкульта, пытался собирать средства с помощью краундфандинговых платформ, недавно обзавелся продюсером. Но с финансированием по-прежнему сложно. Все остальные сахалинские участники кинофестиваля обходились, как могли. Дмитрий Ковалев свой фильм про Вилли делал в одиночку у себя дома. Дмитрий Моисеев сумел заразить идеей несколько талантливых художников, главный из которых — Николай Карнаухов — создал Сахалин, таким, каким его видели дети прибрежных городков и поселков.

Но, возможно, в ближайшее время ситуация с финансированием сахалинских проектов изменится. Идея создания сахалинского кинофонда, о котором говорят уже несколько лет, вроде одобрена, наконец, властями. Планируется, что на кино в области ежегодно будет выделяться некоторая сумма. Посмотрим, что из этого получится.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 659

Автор: Егор Щедрых

"ИА citysakh.ru"