Юрий Башмет и «Солисты Москвы» доказали сахалинцам, что классика бессмертна

10-го апреля в островной столице произошло поистине грандиозное событие! На сцене Сахалинского Международного Театрального Центра им. А. П. Чехова выступил знаменитый российский маэстро Юрий Башмет в сопровождении плеяды музыкальных асов. В рамках юбилейного турне камерный ансамбль «Солисты Москвы», образованный народным артистом в 1992-м году, помимо заграничных городов, включил в свою программу выступления на Дальнем Востоке. На Сахалине выдающиеся музыканты дали единственный концерт, который, разумеется, прошёл с аншлагом.

Несмотря на сжатые границы времени, отведённые на репетиции и отдых, Юрий Абрамович вместе с пианистом Иваном Рудиным уважили представителей местных СМИ, ответив на их вопросы. Журналистов, в частности, интересовало, чем планируют удивлять высокие гости наших зрителей. Оказалось — фортепианной игрой, по случаю которой задействуют концертный рояль Чехов-центра. Рудин отметил, что инструмент в отличном состоянии, но как ему стало известно, крайне редко используется, простаивая в хранилище. Видимо, подобные сведения пианист-виртуоз не может воспринимать равнодушно. Для каждого мастера рабочий инструмент — это не просто предмет, а образно выражаясь, часть его организма.

Пресса также пыталась выяснить, по каким параметрам признанный мастер отбирает юных дарований, претендующих на статус участника оркестра под его руководством. Башмет подчеркнул, что основной критерий — это, конечно же, особо выраженный талант. Кроме высоких требований к профессионализму, артисту, получившему шанс, следует быть готовым к ограниченному веку покровительства маэстро. По достижении 22-х лет, молодой исполнитель отправляется в самостоятельное плавание. Он должен двигаться в мире искусства, опираясь на опыт, приобретённый в одной из лучших классических музыкальных школ мирового уровня. То, что у него будут иметься неоспоримые преимущества перед коллегами и заманчивые перспективы, ясно, как белый день.

«Человек должен заниматься своим делом» — гениальная фраза Юрия Башмета, подтверждаемая личным примером того, кто достиг большого успеха при жизни. По сути, это и есть закон счастья. Миссия самого гастролирующего музыканта на свете объёмна и высокочастотна, как его собственный дар. Он занимается продвижением русской культуры и развитием талантливой молодёжи. Кстати, в число счастливых детей, прошедших кастинг и ставших членами Всероссийского Юношеского Симфонического Оркестра оказалась сахалинская звёздочка — скрипачка Полина Однодворцева.

Публика ждала выхода московского коллектива на сцену с замиранием. В зале собрались, как представители советской интеллигенции, так и современного поколения. Концерт начался с композиций Вольфганга Амадея Моцарта. В одной из частей дивертисмента Иван Рудин продемонстрировал потрясающую технику игры и чувство ритма. Его состояние было воодушевлённым, и идеально соответствовало произведению австрийского композитора, наполненного духом вечной молодости. Затем последовал Пётр Ильич Чайковский, гордость нашего народа и опора русского классического балета. Под его проникновенный аккомпанемент танцует Мариинский, и вообще, все великие театры земного шара.

И вот наступает что-то необыкновенно волнительное… С первых нот в пространство вливаются пронзительные пассажи возвышенного «Ноктюрна». Душа соприкасается с настоящей поэзией чувств. Маэстро солирует лично, играя на альте. Ощущается глубокое понимание композиторских переживаний, вложенных в тему шедевра. Команда остаётся без дирижёрского управления, но, по-прежнему, звучит слаженно, как единый красивый инструмент. Такой гармонии можно добиться только упорным многочасовым трудом и почитанием авторитета художественного руководителя.

После завершения программы аплодисменты не умолкали. Сахалинцам захотелось продлить торжественный момент культурного приобщения к духовным ценностям, бережно хранящимся в транснациональной «музыкальной шкатулке». Ведь попасть на концерт к таким величинам, как Юрий Башмет для жителей отдалённых регионов — настоящее везение! Хотя, в будущем он планирует навещать Сахалин чаще.

Теперь звучит вальс композитора по имени Тору Такемицу, написанный для фильма «Чужое лицо» в 1966-м году. Почему-то в нём больше русского, чем японского — страстность Анны Каренины и трепетные мечты Наташи Ростовой, смирение перед судьбой Сонечки Мармеладовой и самопреодоление князя Нехлюдова. Удивительное соприкосновение с загадочной русской душой!

Второе, что исполняется на бис — «Полька» Альфреда Шнитке. Худрук снова берётся за альт и буквально взрывает зал. Мажорная, интеллектуальная мелодия с вкраплением одесских мотивов словно призывает провозгласить распространённый еврейский тост «За жизнь!» Публика уже не сдерживает своих рукоплесканий, и хлопает в ладоши во время представления, а не в перерывах между объявляемыми номерами. Не остаётся никаких сомнений в том, что этот человек наделён исключительным даром и сам подобен оркестру. Он умеет всё!

Классический жанр не столь популярен в наши дни с точки зрения массовых пристрастий, однако известно, что такая музыка положительно влияет на сознание и здоровье. Беременным женщинам и маленьким детям рекомендуется слушать Баха, Бетховена, Чайковского, Поганини, Шуберта, Листа, Гайдна и других «веками проверенных» авторов в обязательном порядке. А музыка Моцарта, вообще, считается волшебной. Полагаю, этому есть какое-то научное объяснение, связанное с вибрациями. Ведь каждый звук наделён определённой частотой и несёт в себе положительную, либо отрицательную информацию. Поэтому, полезнее и безопаснее наслаждаться творчеством лучших представителей музыкального мира разных эпох.

Фотографии предоставлены пресс-центром ГАУК «Сахалинская Филармония».

Автор: Наталья Захарова.

Все новости раздела | Уникальных читателей: 313