Законность существования "Гостевого маршрута" - предмет спора бизнесменов и чиновников

В Южно-Сахалинской городской Думе прошла очередная встреча, в которой принимали участие предприниматели, занятые в рекламном бизнесе, чиновники администрации Южно-Сахалинска и городские депутаты.

Модератором встречи выступил Уполномоченный по защите прав предпринимателей Сахалинской области Андрей Коваленко.


О текущей ситуации:

Администрация города так и не смогла сформировать условия для работы рекламного бизнеса. Их предприятия хиреют, рабочие места сокращаются, рентабельность падает. У бизнесменов сокращаются количество мест для размещения рекламы.

Что решали:

«Аукцион или конкурс — что предпочтительнее для предпринимателей-рекламщиков». Речь идет о распределении городских рекламных площадок, утвержденных в плане городской администрации, количество которых сократилось до сотни.

О «гостевом маршруте».

Вторым вопросом, на который так и не удалось получить ответ, стал вопрос об юридическом обосновании термина «гостевой маршрут» областного центра. Что это такое, с чем его «едят» и почему на этом маршруте ограничено количество рекламы? Почему снос конструкций последовал за визитом Валентины Матвиенко в Южно-Сахалинск? Один из присутствующих бизнесменов заметил: неужели каждый визит высокопоставленного лица в областной центр будет иметь подобные последствия?

Любой крупный город имеет рекламу, расположенную вдоль дорог. В том числе там, где проезжают гости из аэропорта. У нас уже решено уничтожить рекламу на всем протяжении «гостевого маршрута». Уничтожить, даже не пытаясь видоизменить конструкции. Итак: что такое «гостевой маршрут», кто и в каком регламентирующем документе определил? Наверное чиновники руководствуются не субьективными понятиями, а вполне конкретными, юридическими определениями.
Присутствующие так и не услышали мнения по данному вопросу главного архитектора Южно-Сахалинска Алексея Брусенцева.

Как заполучить местечко для размещения рекламы?

Аукцион или конкурс. Этот вопрос стал формальным поводом для организации встречи, Об этом поведал собравшимся депутат Владимир Зайцев, занимавший место сопредседателя наряду с его коллегой Романом Альперовичем.

На заседании комитета по экономике и бюджету администрация уже выходила с предложением: определить формы торгов на право заключения договора аренды рекламных мест. Тогда депутаты слегка поспорили и усомнились в предложенном решении. Постановили: обсудить данный вопрос с Уполномоченным Андреем Коваленко и с представителями рекламного сообщества.

Прямо в зале предпринимателям раздали анкеты. В них предприниматели могли выразить свое мнение как практикующая и заинтересованная сторона. Накануне Ирина Тараканова, советник мэра, уже внесла предложение о проведении торгов в форме конкурса. Осталось понять, какие льготы получит местный бизнес? Бизнес имеющий опыт работы и свою историю.

Ирина Тараканова:

— Ни конкурс, ни аукцион не дает приоритетного права действующему бизнесу. Это просто разные формы и отличаются они в одном случае — в аукционе критерии на размещения рекламы определяются администрацией. В рамках конкурса есть возможность вариаций.

Присутствующие подозревают…

Тут же в зале звучат слова и подозрения в том, что условия конкурса можно прописать под тех предпринимателей, которые выгодны и убрать тех, которые не выгодны. Как пример — конкурсы для строителей стали выгодны для компаний, пришедшим из вне пределов нашего региона.

Андрей Коваленко:

— Мы услышали, что предлагаемые условия не дают никакого приоритетного права. В то же время вы написали нам: дополнительно могут включатся следующие критерии — продолжительность практического опыта участников конкурса. В виде бальной системы. Вы от этого отходите?

Ирина Тараканова:

— Мы изначально не предлагали это рассматривать в связи с тем, что они имеют коррупционный фактор.

Андрей Коваленко:

— Я уточню, вы изначально поставили в пример Хабаровский край. В Хабаровском крае никаких скандалов по рекламному бизнесу не было. Почему? Потому что они провели конкурсы и установили приоритетное право участникам. В частности учета опыта работы, положительной истории по оплате заключенных договоров. Т. е. была учтена история субъекта бизнеса. А теперь мы не берем в пример опыт работы хабаровских коллег?

Ирина Тараканова:

— Хочется сказать, что у нас проблема, у нас нет хорошей истории ни у одной из компаний. Только лишь поэтому.

Эти слова советника больно резанули слух присутствующих бизнесменов. Они считают, что благодаря действиям (или бездействию) городских чиновников арендная плата за установленные конструкции не выплачивалась предпринимателями несколько лет. Конечно казна не получала доход, а предприниматели оказались лишены этой «положительной истории».

Александр Спирин, «Ирида-Сервис»:

— Наша компания работает на рынке наружной рекламы с 1992 года и является старейшим предприятием в области. В 2006 году, к моменту принятия 38-фз («О Рекламе») компания располагала 117 рекламными конструкциями, полным циклом производства баннеров. Имела в штате монтажников, на балансе предприятия числилась соответствующая техника. На сегодняшний день, с «помощью» федеральной власти, региональной и органов местного самоуправления, у нас 14 рекламных конструкций которые вошли в разработанную схему. И все, у нас нет теперь производства и работает у нас три человека.
Это результат! Это результат участия органов власти в работе рекламного бизнеса. Мне на сегодняшний день перспектива не интересна, с точки зрения дальнейшего «развития», даже если мы выиграем конкурсы и право использования оставшихся своих 14 мест. В чем я сильно сомневаюсь.
Постановление, которое сегодня действует, по схеме размещения рекламных конструкций — ущербно.


Ущербно с точки зрения того, что оно не соответствует действующему ГОСТу. Если кто-то из вас, депутатов, не знает — когда проводили работы по разработке подобных схем, в Москве и Питере поднялся большой шум. У нас, в сравнении с этими мегаполисами, как такового рекламного рынка нет, вообще. Там он есть и они серьезно озаботились этими схемами и подняли шум. Потому что основной документ регламентирующий установку рекламных конструкций — это ГОСТ Р 52044. Эта схема размещения, о которой идет сейчас речь — «Филькина грамота». Больше, чем предусмотрено ГОСТом мы конструкций не поставим. Если по ГОСТУ мы можем в Южно-Сахалинске поставить 500 конструкций — 501-ю никак. Какие бы вы схемы не делали.
Так вот когда изготавливали эту схему, одновременно меняли ГОСТ. Новый регламент вступил с изменениями 1 марта 2016 года, а схема здесь утвердилась 23 марта. Однозначно, требования ГОСТа туда не вошли. Если бы они туда вошли, возможно было бы не 108 или 109 объектов в схеме, а было бы 250 или 300. А никто этого не знает.
Сегодня говорится о торгах, почему-то нужно срочно расторговать эти 109 мест. Самое интересное, торги проводятся по окончанию действия договора. Но ни где, ни в каком документе не сказано когда и в какой срок они должны проводится: в 10 дней, в 15 дней, в месячный ли срок. И когда предприниматели подавали свои иски в арбитражные суды на бездействие органов местного самоуправления и те не проводят торги, суд им однозначно отвечал: сроков проведения торгов нет! Когда захотят, тогда и проведут. Мы куда торопимся, я не пойму? Давайте вернемся к схеме и к ГОСТу.
Что касается оплаты конструкций, которые стоят якобы незаконно. Да сто раз уже говорили: мы будем и готовы платить. Еще раз повторяю, ни кто с этими торгами никуда не гонит. Закон 98-фз обязывал органы местного самоуправления изготовить схемы не позднее 1 января 2014 года. С 1 января 2014 года по 23 марта 2016 года сколько времени прошло? Схем не было. Договоры их сроки действия, естественно, закончились у предпринимателей. Мы умудрились, с помощью мировых соглашений, продлить свои отношения до февраля 2014 года, учитывая, что в январе уж точно должна быть схема. Увы, ничего не получилось. А сегодня мы срочно-срочно трубим «давайте аукцион». Да мне сейчас все равно, что конкурс, что аукцион. У меня 32 конструкции вылетели, они будут спилены. А у кого-то все. Их- нет в вашей схеме.
«Все, до свидания! Бизнес умер»!


Теперь по поводу «праздничных квадратов» и «гостевых маршрутов». Если внимательно почитать ст 19 Федерального закона, то там написано: «органы местного самоуправления определяют типы, виды конструкций и места установки». Там четко и ясно написано, где нельзя ставить. И никаких слов по типу «праздничный квадрат» и «гостевой маршрут» там нет. И если они появятся в нормативно-правовом акте сегодня, завтра будет лежать заявление в УФАС. А послезавтра в суде.
Вы не хотите работать, но торговать — да. Давайте хапнем сейчас за 108 конструкций 10 млн рублей в бюджет и на этом остановимся.
Что касается возможности внесения изменений в схему. Мы вносили в нее предложения, я объездил весь город. Мы нашли еще десяток мест соответствующих ГОСТу. И в момент разработки схемы мы их предоставили администрации. И что? После мы вновь собрали возможные места размещения, которые туда не вошли и вновь их отправили. Результат тот-же самый. Мы просили прокуратуру заняться схемой на предмет соответствия ее ГОСТу. Если она не соответствует — опротестуйте постановление. Прокуратура спустила обращение в администрацию, администрация нам сказала: «вносите ваши предложения». Те предложения, которые мы вносили и уже получили отрицательный ответ.
Почему я должен беспокоится за бюджет города, когда за это должен беспокоится чиновник? Это сегодня чиновник должен бегать по городу и искать места для установки конструкций. Это поступления в бюджет. А бегаю я! До 2006 года я бегал по городу, искал места и получал договор на год, с правом продления. А сегодня областная Дума с подачи областной администрации, отмерила аж 6 лет моему бизнесу. А через 6 лет я опять пойду на торги и не факт, что я вновь смогу работать на этих местах. А в это время я потрачу кучу денег и усилий. Какой смысл?

Это выступление предпринимателя со стажем, которые мы привели полностью, характеризует всю сложность возникшей ситуации на рынке рекламы. И дело даже не в форме участия предпринимателей при распределении рекламных мест: конкурс или аукцион.

Жаль, что заявление предпринимателя о несоответствии ГОСТу той самой схемы, на основании которой администрация сократило число установочных мест так и не получило своего развития на встрече.


У каждой стороны своя правда.

Действительно, было принято решение создать рабочую группу и включить в ее состав несколько представителей рекламного бизнеса. Сложилось впечатление, что процесс «примирения» идет с большим трудом.

Нашей редакции удалось получить комментарий независимого «арбитра» встречи Андрея Коваленко:

— Почему встал выбор: аукцион или конкурс?

— Здесь должна проявится добрая воля администрации. Если объявляется конкурс, то естественно предприниматели сразу задают вопрос: какое у них преимущественное право? Что дает им конкурс? Если сегодня в конкурсе прописаны критерии (история компании дает баллы, размещение социальной рекламы) — это дает преимущество местному бизнесу. Такая практика существует в Хабаровском крае. И действующий бизнес без особых проблем продолжил вести там свою деятельность и свои правоотношения с городской администрацией. Сегодня, те критерии которые озвучены администрацией Южно-Сахалинска больше похожи на технические задания как для аукциона, так и для конкурса.

Предприниматели боятся, если будет конкурс, преимущества для них никакого нет и их просто могут не допустить к участию по надуманным признакам. Поэтому они сегодня выступают единогласно за проведение аукциона. Для города это так-же выгодно, потому что это определенные финансовые поступления в бюджет. Важным для всех является еще одно обстоятельство: соблюсти баланс интересов между предпринимателями и жителями областного центра. Над этим нам еще предстоит совместно работать.

Как расценит итоги встречи администрация областного центра, пока не понятно. Сказано было много, претензии летели в каждую сторону. Однако, ключевой момент в части работы существующего ГОСТа и соответствия ему схемы размещения так и не получил развития. А ведь это основа конфликта, так показалось.

За разъяснением мы обратились непосредственно к советнику мэра — Ирине Таракановой, участнику встречи со стороны администрации.

— Итак, «Гостевой маршрут». Каким документом регламентировано его существование?

— Понятие и схема расположения «Гостевого маршрута» определено постановлением мэра областного центра № 1140 от 13.04.2016 года. В нем четко прописаны его границы. Постановление издано в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 37 Устава городского округа «Город Южно-Сахалинск». Это достаточно протяженный участок нашего города.


— Речь идет о тотальном сносе рекламных конструкций в его границах?

— Нет, на всем протяжении «Гостевого маршрута» нами принято решение упорядочить их расположение, привести к единому внешнему виду. Конечно, то количество рекламы которое есть сейчас сохранить не удастся. Частично, конструкции останутся в новом облике.


— Отвечает ли схема размещения требованиям ГОСТа?

— ГОСТ на самом деле очень жесткий. До 1 марта 2016 года он носил рекомендательный характер. И наша схема была в разработке с учетом его требований. Год назад в него были внесены некоторые изменения. Нынешние его положения позволяют вносить изменения в существующую документацию. Мы к этому готовы.

— На совещании шла речь о создании рабочей группы с участием всех заинтересованных сторон.

— К сожалению мы до сих пор не видим в ее составе представителей рекламного бизнеса. Они не откликнулись на это предложение. Тем не менее, мы открыты для диалога и ждем бизнесменов.


Все новости раздела | Уникальных читателей: 1202

Автор: Алексей Лукашевич

"ИА citysakh.ru"