В связи с участившимися случаями распространения опасных сообществ в социальных сетях, так называемых групп смерти, и вовлечения в их деятельность подростков департамент образования Южно-Сахалинска призывает родителей обратить внимание на существование данной проблемы и быть внимательнее к детям. В образовательных учреждениях ведется соответствующая работа, но в ней огромную роль играют родители.
По данным уполномоченного при президенте по правам ребенка Анны Кузнецовой, в России в 2016 году на 57% возросло число суицидов среди детей. Ранее печальная статистика стабильно уменьшалась на 10% в год. Такой резкий скачок числа трагедий специалисты связывают с распространяющимся явлением по созданию «групп смерти» в социальных сетях, информация о существовании которых стала появляться в СМИ в прошлом году. Только за последние три месяца Роскомнадзор заблокировал более 4 тысяч подобных групп.
Как сообщают в департаменте образования, далеко не все родители оценивают угрозу, исходящую из социальных сетей, объективно.
— Работа по данному направлению ведется с начала года. Штатные психологи школ прошли специальную подготовку и проводят диагностические мероприятия с подростками. Во всех учебных заведениях состоялись тематические родительские собрания. Через комплекс «Сетевой город» было проведено оповещение о подобных явлениях в социальных сетях с призывом быть бдительными и следить за тем, чем ребенок увлекается, — говорит специалист обеспечения функционирования и безопасности системы образования департамента образования Южно-Сахалинска Николай Неретин. — Наша главная задача — действовать сообща в отношении данной угрозы, проинформировать родителей и привлечь их к этой работе.
В социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Twitter и Instagram создаются группы для подростков с названиями «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом», «Дом китов», «Море китов» и производными от них. Участникам данных сообществ кураторы раздают задания, попутно воздействуя на психику ребенка и доводя его до самоубийства — последнего задания «игры». По мнению специалистов, такие группы системно организованы, кураторами выступают как психически нездоровые люди, самореализующиеся таким образом, так и специально обученные, для которых эта деятельность несет определенный интерес, в том числе и финансовый. Есть информация, что «группы смерти» своего рода тотализатор — за каждый трагичный случай устроители групп получают финансовое вознаграждение.
Еще одна проблема кроется в том, что выявление данных закрытых сообществ остается достаточно низким, а при обнаружении и удалении их тут же создаются новые. Кроме того, в последнее время отмечена тенденция перехода «групп смерти» на базу телефонных мессенджеров. Один из наиболее распространенных из них, WhatsApp, защищен шифрованием содержимого, а потому отследить такие группы с технической точки зрения очень сложно.
Вести открытую профилактическую работу со школьниками, напрямую рассказывая о существовании опасных групп, специалисты не могут, чтобы не спровоцировать обратный эффект и не вызвать интерес у ребенка ввиду еще формирующейся психики. Опасность таится и в том, что старшеклассники воспринимают игру как развлечение, но для подростка с неустойчивой психикой или находящегося в сложной жизненной ситуации психологическое вмешательство со стороны порой оказывается фатальным.
— Важно понимать, что в профилактической работе первостепенна роль семьи, — обращает внимание Николай Неретин. — В школах мы стараемся вести работу индивидуально, уделяя особое внимание детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Увы, все трагедии случаются, когда нет должного контроля и ребенок остается один со своими проблемами и опасностями.
Как отмечают психологи, в группе риска учащиеся 5−11-х классов — ребята так называемого переходного возраста, у которых только формируются понятия любви, ответственности и другие. Склонными к опасным увлечениям в социальных сетях дети и в благополучных семьях. При этом ребенок может не демонстрировать ничего сверхъестественного, приходить в школу с обычным поведением, не проявляя никаких предвестников трагедии.
Что же делать родителям, если они заметили какие-то изменения в поведении ребенка или обнаружили факт участия в социально опасных группах? Прежде всего, не паниковать и обратиться за помощью к специалистам. Ни в коем случае не устраивать скандал, не принимать никаких кардинальных мер, не пытаться решить проблему самостоятельно — все это может только усугубить ситуацию и привести к трагедии.
Первый, к кому можно обратиться за помощью, — школьный психолог, который начнет работу с ребенком по вашему заявлению. Также бесплатную психологическую помощь родители и дети могут получить в отделе психологической консультации, коррекции и реабилитации центра психолого-педагогической помощи семье и детям (ул. Пограничная, 5, тел. 31−24−31). О своих подозрениях в опасных увлечениях ребенка следует предупредить классного руководителя, а также обратиться в правоохранительные органы, написав заявление об обнаруженных вами «группах смерти» в социальных сетях, или сообщить по телефону доверия УМВД России по Сахалинской области 789−139.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Как узнать опасное увлечение ребенка?
Стоит быть внимательными, если ребенок:
- участвует в закрытых сообществах и группах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, Twitter и Instagram или телефонном мессенджере WhatsApp со следующими названиями: «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20», «Тихий дом», «Дом китов»
и т. п. ; - свои сообщения, фотографии, рисунки очень часто отмечает хэштегами: #f57, #f58, #f46, #няпока, #морекитов, #тихийдом, #ринапаленкова, #синийкит, #явигре, #хочувигру, #млечныйпуть;
- ребенок рисует рисунки «китовой» тематики, пишет стихотворения о китах, смерти и нелепости жизни.
Что такое «группы смерти»?
Подросткам, состоящим в данных закрытых сообществах, кураторы раздают задания, попутно воздействуя на их психику и доводя до самоубийства — последнего задания «игры». На заключительных стадиях у ребенка могут наблюдаться порезы рук и другие повреждения тела.
Кто в группе риска?
Увлечение опасными играми наиболее распространено у учащихся 5−11-х классов. Это ребята переходного возраста, у которых только формируются понятия любви, ответственности и другие.
Склонными к опасным увлечениям в социальных сетях дети и в благополучных семьях. При этом ребенок может не демонстрировать ничего сверхъестественного, приходить в школу с обычным поведением, не проявляя никаких предвестников трагедии.
Спровоцировать условия для попадания в группу риска может что угодно — проблемы со сверстниками, несчастная любовь, сложности во взаимоотношениях с родителями или систематическое отсутствие контроля с их стороны. И даже особенности характера, когда ребенок, будучи ведомым и сильно подверженным воздействию со стороны, не может отличить хорошее от плохого и, включаясь в опасную деятельность, не в силах сам остановиться.
На что стоит обратить внимание родителям:
- перепады настроения, депрессивное и странное поведение — ребенок просит прощения у всех и за все, говорит, что скоро вы перестанете на него злиться или поймете, какой он на самом деле хороший;
- ребенок раздает свои любимые вещи знакомым и друзьям;
- резкое изменение вкусов в одежде;
- резкое снижение успеваемости;
- внезапная потеря аппетита или чрезмерное увлечение едой;
- снижение степени открытости и доверия между ребенком и родителем;
- звонки и сообщения от незнакомых людей, в том числе и в ночное время;
- нарушения сна, бессонница, или же ребенок спит в дневное время, чего раньше не отмечалось.
Как уберечь от опасности?
Говоря о профилактической работе, психологи предупреждают, что родители могут столкнуться с большими сложностями: агрессивной реакцией подростка, упреками в ограничении свободы, запретом вмешиваться в личную жизнь и отказом предоставить доступ к своим аккаунтам в социальных сетях.
Специалисты советуют по возможности работать на опережение — изначально нужно создать определенные рамки, ограничить свободное пользование Интернетом. Когда ребенок уже является активным и продвинутым участником социальных сетей, будет тяжело отследить его действия. Тем более что некоторые родители не имеют достаточных навыков пользования средствами коммуникации.
Конечно, можно ограничить выход в социальные сети, запретив подростку пользоваться компьютером без присмотра родителей, купив простой телефон без доступа к Интернету или отключив возможность выхода в Интернет и самостоятельной установки приложений на смартфоне. Но гораздо важнее найти тонкую грань между тотальным контролем и свободой действий ребенка.
Не забывайте о простых действиях, которые помогут избежать трагедии:
- чаще говорите с ребенком, интересуйтесь его увлечениями, новыми друзьями,
- организуйте его досуг так, чтобы он был разнообразным и насыщенным (дополнительные занятия в школе, кружки, секции, школы искусств);
- не следует бояться расширять зону ответственности ребенка; важно учить его действовать в кризисных условиях, при этом объясняя, что из любой ситуации есть положительный и наименее рискованный выход.
Что делать, если возникли тревожные сигналы?
Прежде всего, не паниковать и обратиться за помощью к специалистам. Ни в коем случае не устраивать скандал, не принимать никаких кардинальных мер, не пытаться решить проблему самостоятельно — все это может только усугубить ситуацию и привести к трагедии.
Первый, к кому можно обратиться за помощью, — школьный психолог, который начнет работу с ребенком по вашему заявлению. Также бесплатную психологическую помощь родители и дети могут получить в отделе психологической консультации, коррекции и реабилитации центра психолого-педагогической помощи семье и детям (ул. Пограничная, 5, тел. 31−24−31).
О своих подозрениях в опасных увлечениях ребенка следует предупредить классного руководителя.
Нужно обратиться в правоохранительные органы, написав заявление об обнаруженных вами «группах смерти» в социальных сетях, или сообщить по телефону доверия УМВД России по Сахалинской области 789−139.
Об этом сообщает Агентство по развитию города Южно-Сахалинска.