«Что год грядущий нам готовит» — эта мысль будоражит всех жителей нашего региона начиная с конца 2016 года. Попробуем спрогнозировать развитие событий на примере одного из нашумевших общероссийских законодательных актов — «Об организации дорожного движения».
Итак, в середине декабря федеральные депутаты принимают в первом чтении законопроект, позволяющий региональным и муниципальным властям вводить режим платного въезда на территории города. Таким образом решено бороться рублем с заторами на территории муниципалитетов.
«Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму» — говорил в свое время великий комбинатор. «И рублем» — добавили мы.
На этом легендарном заседании Российского парламента, заместитель министра транспорта Сергей Аристов обосновал необходимость принятия данного законопроекта (которое оттягивалось весь прошедший год) достаточно просто — дороги перегружены, на них творится хаос. Это, по его словам, приводит к снижению скорости транспортного потока и ведет к удорожанию транспортных перевозок, в результате чего снижается качество жизни простых россиян.
Благодаря новому закону региональные и муниципальные чиновники получат возможность вводить плату за проезд как для всех видов автомобильного транспорта, так и для отдельных. А именно — для определенных экологических категорий, в отдельные дни или часы.
«Но жестко будут прописаны требования и к властям, которые будут вводить такую плату. Так, они должны будут развивать систему общественного транспорта.» — заявил заместитель министра.
Новый «транспортный налог» может стать искушением для тех депутатов, которые решат таким образом поправить ситуацию с наполнением муниципальных бюджетов в условиях развития кризисных явлений в экономике. Пока не ясно воспользуется ли этой соблазнительной возможностью депутаты Южно-Сахалинской городской Думы и их региональные коллеги.
Оценку новой законодательной норме дает депутат Сахалинской областной Думы Галина Подойникова:
— Для нас данный закон выглядит весьма сомнительно. Как мы знаем, Южно-Сахалинск уникальный город в нашей области, куда на работу с окрестных поселений стекаются тысячи жителей Долинска, Корсакова, Анивы и прилегающих населенных пунктов. Платный въезд на его территорию может ударить рублем по карману работающего населения.
— Несмотря на то, что введение оплаты на въезд в города призвано бороться с заторами на дорогах, возникает стойкое ощущение — бороться с пробками путем организации дорожного движения уже не выгодно?
— Интересная мысль. Смотрите, в том же Южно-Сахалинске, в его деловом центре, сконцентрировано множество учреждений. И мы не ощущаем на себе желание местных властей вынести их офисы в иные точки города, тем самым разгрузив его центр. А перекрыть въезд в «праздничный квадрат» путем введение определенной платы — соблазнительно.
Заместитель председателя Южно-Сахалинской городской Думы, депутат Евгений Плотников:
— Я расцениваю данный закон как ограничение конституционного права наших сограждан на свободу передвижения. И кивать на аналогичную практику за рубежом — сомнительное занятие. Уровень жизни Россиян ниже доходов граждан развитых стран. В любом случае, считаю, что вопрос о введении платного режима для въезда в город или его части, должен решаться на местном референдуме. Городские депутаты пока еще не рассматривали эти нововведения, применительно к нашему областному центру.
Председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников дал самый развернутый комментарий по этой проблеме:
— Действительно, в декабре был рассмотрен в первом чтении законопроект «Об организации дорожного движения». Первоначально он был внесен еще в апреле 2016 года. Он оказался довольно сложным, затрагивающий комплекс вопросов организации дорожного движения. Например, в третьей статье фигурирует более 20 основных понятий, что говорит о сложности самого закона. На сегодняшний день он хоть и принят в первом чтении, но его обсуждение получилось сложным. Ряд депутатов говорили о том, что его нормы могут ограничивать передвижение граждан по стране. Другие говорили о возможности получения дополнительных денежных средств муниципалитетами. Обращалось внимание на то, что дотационные муниципалитеты могли бы воспользоваться новым законом с целью пополнения бюджета.
Мое мнение — законопроект достаточно сложен, — признается Владимир Иконников в беседе с журналистом Citysakh.ru. Вопросы, поднятые в нем, актуальны на сегодняшний момент. Ведь не секрет, бывают ситуации, требующие незамедлительного принятия решений в части организации дорожного движения. В Сахалинской области это могут быть сложные погодные условия, например — метель. И эти вопросы должны быть урегулированы законом.
Другой аспект, будет ли участвовать общественность в обсуждении тех предлагаемых изменений в организации дорожного движения на территории муниципалитетов? Или же эти вопросы будут решать руководители города совместно с депутатами? Пока не ясно.
— Рациональное зерно в законе есть?
— Рациональное есть, но закон очень сложен. Сложно первоначально описать все организационные моменты. Тем более, закон носит федеральный статус, страна у нас большая и предусмотреть все его нюансы на первоначальном этапе не всегда возможно.
— Как вы считаете, грозит ли жителям Южно-Сахалинска перекрытие для движения автотранспорта в границах «праздничного квадрата»? Этот вопрос уже не однократно поднимался в региональных СМИ.
— Я не знаком с самим определением «праздничного квадрата», не видел регламентирующего документа. С принятием нового закона на поверхность выйдут многие моменты: выезд и въезд на территорию города (в каких случаях и как будет приниматься решение), экстренно ли принимается решение или же это будет принято заранее. Возвращаясь к возможной пешеходной зоне в центре города, мне кажется вопрос не стоит именно таким образом. Судите сами, у нас вполне достаточно в этом районе скверов и площадей. Как пример — Театральный сквер, сквер у Сахалинской областной библиотеки и многие другие.
— Общественность должна принимать участие в обсуждении предлагаемых изменений в организации дорожного движения?
— Однозначно должна. Именно для этого при муниципалитетах созданы Общественные советы. Все мы помним сколько нареканий вызывает перекрытие городских площадей для организации тех или иных мероприятий. Перекрыли площадь Ленина, даже в выходной и праздничные дни, возникает транспортный коллапс. А если на это накладываются погодные условия? Хотя, местными властями предпринимаются определенные меры для предупреждения жителей об изменении схем транспортного потока.
— Резюмируя?
— Задачи, которые призван решать новый закон — важные. При принятии решений должна быть задействована общественность. За исключением экстренных и чрезвычайных ситуаций.
В любом случае, принятие нового закона в первом чтении выглядит неоднозначно и его правоприменительная практика пока туманна. Будет ли введена оплата за передвижение пешеходов и велосипедистов в развитии этого вопроса? Платная парковка во дворах многоквартирных домов (как едко заметили некоторые депутаты Государственной Думы)? - покажет время.