Все новости

    Впервые на Сахалине Вахтанговский театр. Искусство против ржавения душ

    На Сахалине случился настоящий театральный праздник. В Чехов-центре впервые прошли гастроли Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. Легендарный московский коллектив привёз два спектакля: «Дядя Ваня» и «Посвящение Еве». 11 декабря состоялась пресс-конференция с артистами и руководителями Вахтанговского театра, а также исполняющим обязанности министра культуры Сахалинской области и директором Чехов-центра.

    Елена Худайбердиева отметила, что принимать известнейшую труппу - это, определённо, очень важное событие для сахалинской сцены. Переговоры шли долго и непросто. Но, к счастью, удалось поставить красивую точку закрытия Года Литературы в России и подведения итогов всех мероприятий, связанных с именем Антона Павловича Чехова.

    А наш новый руководитель министерства культуры Владислав Педенко пообещал, что будет стараться сделать максимально возможное, чтобы продолжить практику приглашения на Сахалин ведущих театров России.

    Римас Туминас, художественный руководитель Вахтанговского театра, поделился ощущениями неловкости и победы. Неловкости от того, что театр долгое время играет только для москвичей. И победы в том, что коллектив наконец познаёт регионы. С очень разными, но принимающими и «Дядю Ваню», и «Посвящение Еве» зрителями. Одинаково читающими, чувствующими, видящими и слушающими. Театр попал в нерв и нашёл точку для каждого зрителя.

    Людмила Максакова, народная артистка России, подчеркнула, что у неё двойной праздник: во-первых, потому что она на Сахалине со своей второй семьёй — труппой; а во-вторых — она ведь в гостях у любимого писателя, Антона Павловича Чехова.

    На вопрос, что же такое Вахтанговский театр, его художественный руководитель ответил, что это Дом, который наполняется каждый день. Дом любви и отпущения. Где тысячи людей день за днём могут получить свою дозу сочувствия и милосердия к человеку. По его мнению, к этому стремится каждый театр. Но не всем это удаётся. Быть открытым, ясным и честным — вот сегодняшние устремления Вахтанговского театра.

    Долго и много рассуждали вахтанговцы о счастье.

    Для Людмилы Максаковой это просто стоять на сцене. И она же вспомнила чеховское: «Даже в человеческом счастье есть что-то грустное».

    Народный артист России Сергей Маковецкий видит счастье в понимании. Когда зрители «Дядю Ваню» чувствуют, принимают и любят. И в выпавшем, благодаря любимому делу, шансе побывать на островах, где никогда не был.

    Василий Лановой, народный артист СССР, размышляя о счастье, тоже упомянул возможность всего за семь с половиной часов приехать «к Антону Павловичу». Ещё будучи студентом театрального института, он дважды был на южном Сахалине. И всегда хотел побывать здесь вновь, запомнив самые яркие впечатления от реки, полной рыбы. Для него счастье — «оглушить» зрителей «Дядей Ваней», прочитать со сцены хорошие стихи, гордиться славою своих предков.

    «Всё счастье — дышать, жить… Мы-то сейчас счастливы по конкретному поводу: быть здесь. Я бывал на Сахалине лет десять назад. И очень впечатлился. Осенью на юге природа была неимоверной красоты. А сейчас - корюшка пошла. И мы безмерно счастливы, что дарим вам частичку наших мнений, способностей и нашего понимания Антона Павловича. Надеемся, что вы проникнитесь к этому и тоже будете счастливы» — поделился народный артист России Владимир Симонов.

    А Юрий Красков, заслуженный артист России, признался, что у него мурашки по спине бежали от криков зрителей «Спасибо!» после первого спектакля в Южно-Сахалинске. На его взгляд, это высший знак внимания, уважения и признательности.

    Римас Туминас подвёл черту, заметив, что в размышлениях о счастье и раскрывается часть театральной профессии.

    На вопросы о декорациях он пояснил, что всё было привезено из Москвы. Полтора месяца доставка в одну сторону, потом столько же назад. Три месяца не играть «Дядю Ваню» в Москве театр не может. И потому были изготовлены вторые декорации, дубликат московских.

    Молодую замечательную актрису, исполнительницу роли Сонечки, Марию Бердинских спросили об ощущениях от игры среди звёзд. На что она раскрыла один из секретов успеха «Дяди Вани»: «Просто все честно и с любовью делают своё дело. Стараются видеть, слышать, понимать и поддерживать друг-друга на сцене. Это общее дело. Никто не лучше и не хуже, не ниже и не выше статусом и рангом. Существует ансамбль. Мне кажется, в этом и есть прелесть спектакля».

    Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал, почему именно «Дядя Ваня» и «Посвящение Еве» были выбраны для показа на Сахалине. Это связано с техническими возможностями — размерами сцены Чехов-центра. И, конечно, выбирали из самого лучшего и самого дорогого.

    О чём только не спрашивали любимых актёров.

    У Сергея Маковецкого интересовались, как ему удаётся совмещать работу в театре и в кино. Он считает, что в этом нет никакого совмещения, что это одна и та же актёрская профессия, одно и то же дело. В кино он снимается в свободное от работы в театре время.

    Заслуженной артистке России Анне Дубровской пришлось признаваться, похожа ли она в жизни на свою героиню — роковую женщину. Она подтвердила только то, что актёру всегда хочется пойти от себя. Что так создавать образ естественно, удобно и комфортно. А ей в роли Елены Андреевны в «Дяде Ване» было очень сложно. Так как этот образ сделан скорее вопреки её характеру. Зато работа с таким режиссёром, как Римас Туминас, показала ей, что есть и другие способы, более сложные, но дающие больше возможностей и понимания путей сделать роль и прийти к образу персонажа. Хотя в чём-то она всё-таки, по её признанию, женщина роковая.

    Василию Лановому достался вопрос о секрете успеха спектакля «Посвящение Еве», который идёт уже шестнадцать лет. По его мнению — это замечательное произведение в основе, которое ставит очень много вопросов и отвечает на них. И то, что пьеса написана и поставлена с настоящим большим вкусом. Хоть она и создана другим автором, но это ведь так по-чеховски — говорить не о сиюминутном, а о вечном. И самое главное для театра — это вопросы вечности. Зачем мы живём? Что мы здесь делаем? Что чувствуем? Куда стремится человек? Что он такое? Важность театральной профессии ощущается, по словам актёра-легенды, именно когда поднимаются такие вопросы. И театр призван сохранить нравственность в человеке, в зрителе.

    Заслуженному артисту России Владимиру Вдовиченкову, исполнителю роли доктора Астрова в «Дяде Ване», выпало говорить об экологии. Как ему представляется, Чехов, когда писал про леса, имел в виду не столько фауну и флору. А скорее экологию внутреннюю. Ржавение душ. «Есть люди, у которых от этого болит, у других болит поменьше. У доктора Астрова болит».

    По мнению Римаса Туминаса, театр — это о празднике жизни. Как бы трагически не заканчивался сюжет. Как, например, в «Дяде Ване». Но всё надо гармонизировать через искусство. И искать праздник в этом самом искусстве, а не в сюжетах. И тогда истории всегда будут оптимистическими и обнадеживающими. Театр служит для того, чтобы уменьшать боль и приносить радость. И давать веру — через творчество, через раскрытие и через актёрский свет.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 1118

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также