В эти осенние дни на Сахалине
проходит третий международный фестиваль театра кукол «На островах чудес». Фестиваль проходит на острове раз в два года и каждый раз радует нас новыми удивительными постановками.
В рамках фестиваля на Сахалин приехали видные деятели российского и зарубежного искусства.
Вчера в гостях у редакции портала Citysakh.ru и радиостанции LoveRadio побывал Борис Голдовский — художественный руководитель Московского театра кукол, доктор искусствоведения, российский историк театра, драматург, театральный критик и сценарист.
Про Сахалин и современный театр
Я был на Сахалине так
давно, что все забыл. В 80-х годах я приезжал сюда посмотреть театральное искусство Сахалина. Очень многое изменилось с тех пор, только океан и Охотское
море остались прежними, что само по себе
уже неплохо.
Я обратил внимание, что сейчас появляется огромное количество механических кукол: роботы в телевидении, балете, театре. Прихожу в балет, а главную партию там танцует робот. Иду на спектакль «Три сестры», а одна из кукол — механическая кукла.
Но я за разнообразный театр кукол. Нельзя быть против того, что существует и развивается, этим нужно пользоваться. Это просто жизнь, просто тенденция. Цветовые эффекты и голограммы станут очень важны. Но они являются частью зрелища. Современный театр станет Зрелищем.
Технологии — очень важная штука, ей нужно умело пользоваться. Они вызывают интерес у зрителей. Когда этот интерес упадет, то можно
будет вернуться к традициям.
О фестивале «На Островах чудес»
Впечатление о фестивале сложилось довольно серьезное. Если 5−10 лет назад я о Сахалинском театре кукол, к сожалению, вообще ничего не слышал. Знал, что он существует, конечно. То в последнее время я все чаще и чаще слышал о нем, даже, может, и не благодаря фестивалю. Сейчас я могу сказать, что Сахалинский театр кукол входит в двадцатку наиболее известных кукольных театров в России. Побывав на фестивале и посмотрев спектакли, я понял, что это не просто слова.
В наши дни зрелище в театре все больше выходит на первый план. Например, в «Пиковой даме» — постановке Станислава Железкина ( Народный артист РФ, художественный руководитель Мытищинского театра кукол «Огниво», — прим. редакции). Меня приятно удивило то, что это выразительное свойство театра очень активно используется. Наряду с этим, в Сахалинском театре кукол очень перспективная труппа; актеры в большей степени молодые и обладают большим потенциалом. Они, безусловно, способные, и у них есть возможности и стремления становиться все лучше и лучше. Этому помогает и то, что актеры театра работают вместе с замечательной актрисой драматического театра Кларой Кисенковой, народной артисткой РСФСР.
История о самой любимой кукле
У меня есть одна любимая кукла, хотя дома у меня нет ни одной. Она особенная — кукла Тяпа, она была сделана Сергеем Образцовым (советский российский актёр и режиссёр кукольного театра, театральный деятель, — прим. редакции). Он сделал ее где-то в 1927—1928 годах и вместе с ней и своими номерами путешествовал почти всю свою жизнь. Сергей Образцов выходил на сцену с куклой Тяпой в белой распашонке; он баюкал и пел ей романс. Однажды он мне сказал: «Я путешествую с Тяпой с 1927 года. Это самый старый ребенок в мире! Я ни разу не стирал ее белую рубашечку, но она все время белая и чистая.» Это трогательная история. И я часто вспоминаю этого самого старого ребенка в мире.
Атмосфера фестиваля и сахалинский зритель
В зале создается удивительная атмосфера. Это, пожалуй, самое яркое впечатление от фестиваля. Несмотря на то, что и на других фестивалях публика более менее открыта. Но сахалинцы совершенно поражают. Складывается впечатление, что это иная категория людей — удивительная, открытая и доброжелательная. Это гораздо уникальнее, чем океан, сопки, горя, озера.
По сравнению с другими фестивалями это ярко бросается в глаза — может, это станет тенденцией.
Если раньше я обращал внимание больше на режиссерские работы, то сейчас очень много интересных актерских. Актерская школа здесь первенствует, и это прекрасно. Потому что без актера
театр превратится в то самое Зрелище, которое закрывает отсутствие Актеров, когда нет личностей и актерского мастерства. И хорошо, что существуют
зрелища! Актерам есть с чем соревноваться — это дело чести.
Я хочу пожелать сахалинскому зрителю чаще ходить в замечательный, разный, интересный Сахалинский театр кукол — уникальный и хорошо известный в России.