Все новости

    "Прощание с Матёрой": спектакль о жизни и борьбе

    В рамках третьего международного фестиваля театров кукол «На островах чудес» состоялся показ спектакля Станислава Железкина «Прощание с Матёрой».

    Опубликованная в 1976 году повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» до сих пор не потеряла своей остроты. Поменялась власть, утратил свою силу комсомольский билет, а совместный колхозный быт остался ещё в начале девяностых. Но люди всё ещё живут, борются со своими проблемами и друг с другом.

    Матёра доживает последние дни — на её месте будет водохранилище, деревню сожгут, а всё немногочисленное население отправят в соседние деревни и колхозы. И здесь начинаются первые столкновения. Молодёжь радуется открывающейся перспективе, надеется, что там жизнь будет получше, да поинтересней. А вот старики во главе с Дарьей (Наталья Котлярова) из последних сил цепляются за старое, за родную землю.

    И даже куклы-персонажи показывают, как отличаются два поколения. Полностью деревянные, резные и прочные находятся в руках стариков. Они напоминают царский листвень — дерево, которое в оригинальной повести Распутина, осталось последним жителем Матёрой несмотря на все старания санитаров. У молодых же куклы состоят из самых разных деталей: части настольных ламп, мясорубки, проволока. А у самой громогласной Клавки (Мария Кузнецова), вместо рта крышка от телефонной трубки.


    Юмор, надежда и отчаянье слились в этом спектакле воедино. Ты наблюдаешь за Воронцовым (Алексей Гущук) и Жуком (Сергей Синев), видишь, как они нарочито строят из себя важных чиновников, улыбка сама растягивается на лице, но где-то там внутри ты понимаешь, что остальным героям не до смеха, ведь в пламенных речах представителей местной власти отчётливо звучит смерть. Смерть Матёры.


    Семичасовую повесть Распутина Татьяна Андреева и Станислав Железкин уложили в два часа, отчего она только выиграла. Нет в постановке Хозяина — духа острова, зато молчавшая в оригинале Тунгуска (Ольга Амосова), получила несколько реплик. Её персонаж выглядел довольно комично, вызывая улыбку у зрителей. Но при этом она словно воплощала в себе связь с мистическим.

    На сцене минимум декораций. При помощи креплений и крюков висящие доски и плетень превращаются то в курятник, то в избу, то в мостик к кладбищу. Зато свет, звук — этого в изобилии.

    Когда в Матёрой случается беда, сцена краснеет, звучит тревога и музыка, от которой всё холодеет. Когда горит изба Катерины (Ирина Шаламова), герои суетятся, таскают вёдра с водой, стремятся потушить пожар, но тщетно. Это был отблеск первой спички, и когда пожар разгорается вновь, уже никто не старается его потушить. Все знают, кто его устроил.

    Визуальный ряд второго пожара заставил затаить дыхание. Это и горящая настоящим пламенем мельница, и дым, и алые огни. Но самое страшное — это сам поджигатель Петруха (Александр Едуков), стоящий над всем этим на возвышении и ничуть не сожалеющий о содеянном.

    «Хорошая мельница была» только и могут выдохнуть женщины, ведь уже ничего не исправишь.

    Очень хорошо показано отношение людей к традициям и своим предкам. Старухи во главе с Дарьей становятся грудью на защиту кладбища, где похоронены их родители и деды, не давая санитарной бригаде срубить кресты. А молодёжь, как менее привязанная к месту, остаётся к этому событию равнодушной.

    Конец истории известен — Матёра ушла под воду. Но мы никогда не узнаем, чем именно закончилась жизнь её персонажей. Нашли они своё счастье или злой рок поглотил их так же, как вода родную деревню. Но как бы там ни было, спектакль смотрится на одном дыхании, и лишь от зрителя зависит то, на чью сторону он встанет в этой борьбе.

    Нашли ошибку в тексте?
    Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

    Просмотров: 931

    Если материал вам понравился,
    расскажите о нем друзьям. Спасибо!

    Комментарии для сайта Cackle

    Читайте также

    Недвижимость

    Авто