Суд по делу о крушении буровой платформы «Кольская», затонувшей в Охотском море в декабре 2011 года, начался в Мурманске, однако родственники погибших и пострадавшие не верят в то, что на скамье подсудимых оказались реальные виновники трагедии, а сами подсудимые своей вины не признают.
Платформа «Кольская», которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря 2011 года во время сильного шторма в 200 километрах от Сахалина. Из 67 человек, находившихся на борту, были спасены только 14.
Трагический рейс
Обвинение предъявлено двум руководителям ОАО «Арктикморнефтегазразведка» — бывшему исполняющему обязанности главного инженера Леониду Бордзиловскому, а также бывшему исполняющему обязанности замгенерального директора по безопасности мореплавания Борису Лихвану. Они обвиняются по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Их непосредственные руководители — гендиректор Юрий Мелехов и его заместитель Василий Васецкий, которых родственники считают непосредственными виновниками трагедии, были в командировках.
Сегодня родственники погибших и выжившие хотят узнать, можно ли было спасти платформу, чьи непрофессионализм и бездействие привели к трагедии. Следователи час за часом восстановили драму на буровой — она затонула не внезапно, в одну минуту — сильный шторм начался за два дня до трагедии. Находившие на платформе капитаны пытались убедить оставшихся в Мурманске руководителей предпринять активные действия — снять людей, дать сигнал СОС, вовремя опустить опоры платформы, чтобы положить ее в дрейф, однако решения принимались тяжело, медленно, не всегда обоснованно, а то и вовсе не принимались, полагает следствие.
14 декабря 2011 года экипаж «Кольской» получил метеосводку о приближении 17 декабря в новом районе шторма, но они были далеко от берега, поэтому спрятаться не могли. По правилам буксировки за шесть часов до начала шторма платформе должны были придать дополнительную устойчивость — опустить в воду опорные колонны, однако этого экипаж также не сделал — не было команды.
Во время крушения на платформе находились 28 посторонних человек — это геологи, обслуживающий персонал, которых, по всем правилам, необходимо было снять с платформы. Из этих 28 человек впоследствии удалось спастись лишь семерым. О том, как люди боролись за жизнь, свидетельствует характер травм у погибших — гособвинитель зачитал каждому из двух подсудимых полный список погибших, перечислив травмы и причины смерти.
Следователи считают, что именно Лихван и Бордзиловский нарушили инструкции и правила, допустили «преступное легкомыслие», вовремя не сняли людей, не обеспечили спасение платформы и экипажа. Сами следователи охарактеризовали действия Лихвана и Бродзиловского как «легкомысленные и самонадеянные», указали на пункты инструкций и правил, которые были нарушены.